Местное самоуправление в Москве — совокупность органов муниципальной (местной) власти в городе Москве.
Местное самоуправление организовано в границах муниципальных образований, в ведении которых находятся вопросы местного значения, то есть вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей муниципального образования. Каждое муниципальное образование имеет выборные органы местного самоуправления, устав, определяющий его деятельность, муниципальную собственность и местный бюджет, а также вправе иметь собственную символику (герб, эмблему, флаг и другое). Статус внутригородских муниципальных образований определяется Уставом города Москвы, законами города Москвы (в частности законом «Об организации местного самоуправления в городе Москве») и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
История местного самоуправления в Москве
Организация действующей в настоящее время системы местного самоуправления в Москвее началось после принятия постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 года «О разграничении компетенции органов власти и управления в городе Москве». В ходе этой реформы одноуровневая система деления Москвы на районы была заменена на двухуровневую: административные и муниципальные округа.
Муниципальные округа
Муниципальные округа — территориальные единицы местного самоуправления, которые были сформированы в Москве в 1991—1992 годах. Первыми муниципальными округами стали «Братеево» и «Крылатское». Они были образованы в 1991 году согласно постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 марта 1991 года № 953-I «О предложении Моссовета по созданию экспериментальных муниципальных округов».
Предварительный список готовящихся к образованию муниципальных округов был опубликован в распоряжении Мэра Москвы от 5 июля 1991 г. № 41-РМ «О проведении работы по формированию муниципальных округов в г. Москве». 1 августа 1991 года вышло распоряжение «Об утверждении Временного положения об органах управления в муниципальном округе Москвы».
Чуть позднее, 12 сентября 1991 года, было подписано распоряжение мэра Москвы «Об установлении временных границ муниципальных округов Москвы». Согласно этому распоряжению территория Москвы была разделена на административные округа, которые в свою очередь делились на 125 муниципальных округов. При этом в Центральном административном округе муниципальные округа не создавались, в нём было предусмотрено создание территориально-отраслевых органов городского управления.
Распоряжением Мэра от 24 апреля 1992 г. № 106-РМ было утверждено Положение о муниципальном округе (районе) в г. Москве, в котором муниципальный округ (район) определялся как первичная административно-территориальная единица города Москвы. В Положении также указывалось, что границы муниципального округа (района) устанавливаются Мэром по представлению префекта административного округа. Исполнительную власть в муниципальном округе осуществлял супрефект, который фактически являлся главой муниципального округа.
После ряда изменений границ (см. подробнее таблицу ниже) к июлю 1995 года число муниципальных округов составило 121.
Деление города на районы
5 июля 1995 года был принят закон «О территориальном делении города Москвы», в котором муниципальные округа были заменены районами. В законе говорилось о 10 административных округах, в состав которых вошли 128 районов (в том числе три посёлка с правами районов — Внуково, Восточный и Северный), а также территориальные единицы с особым статусом (ТЕОС).
Органами исполнительной власти в районах были объявлены районные управы.
Районная управа осуществляла установленные законодательством функции органа местного самоуправления по вопросам местного значения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством города Москвы к компетенции органов городского самоуправления. Она состояла из районного Собрания, администрации Управы (администрации района) и главы Управы, который возглавлял районное Собрание и администрацию Управы.
Закон «Об организации местного самоуправления в городе Москве»
6 ноября 2002 года был принят закон № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве». Согласно этому закону Москва была разделена на муниципальные образования — территории, в границах которых осуществляется местное самоуправление.
По типу муниципальные образования в Москве относятся к внутригородской территории города федерального значения.
Территория и границы внутригородских муниципальных образований определяются законом «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве».
Важно, что согласно закону 2002 года (в отличие от положения 1992 года) муниципальные образования не являются объектами административного деления, они лишь создаются на определённой территории, которая не обязательно должна быть привязана к административному делению.
Фактически закон «Об организации местного самоуправления в городе Москве» закрепил двойственность муниципального (муниципальные образования) и территориального (районы) деления в Москве и разграничил полномочия органов местного самоуправления. На одной и той же территории действует муниципальная власть (Совет Депутатов и муниципалитет) и административная власть (управа района).
Изменения в 2012 году
С 2002 по 2012 год все муниципальные образования Москвы обладали одинаковыми полномочиями. После расширения территории Москвы в 2012 году и включения 21 нового муниципального образования из Московской области появилось 3 типа муниципальных образований, полномочия которых несколько различаются:
Таким образом, с 2012 года в законодательстве Москвы вновь появился термин «муниципальный округ», но теперь уже не в качестве административно-территориальной единицы, а в качестве одного из типов муниципальных образований.
Расширения полномочий органов местного самоуправления
В мае 2012 года мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что полномочия муниципальных образований Москвы должны быть существенно расширены Мэр заявил: «Ответственность за ситуацию в районе теперь будет делиться между управами и местным самоуправлением 50 на 50».
В июле 2012 года был принят закон № 39, согласно которому полномочия органов местного самоуправления в муниципальных округах (районах «старой» Москвы) расширены с 1 августа 2012 года.
Депутаты муниципальных собраний муниципальных округов получат право:
- ежегодно заслушивать доклады главы управы района, руководителя государственного учреждения города Москвы инженерной службы района, руководителя многофункционального центра предоставления государственных услуг, руководителя амбулаторно-поликлинического учреждения муниципального округа, руководителя центра социального обслуживания населения муниципального округа
- выражать недоверие главе управы района;
- согласовывать ежегодный адресный перечень дворовых территорий для проведения работ по благоустройству, список многоквартирных домов для проведения капитального ремонта, а также контролировать ход выполнения этих работ;
- согласовывать выбор земельного участка для размещения гаражей и объектов религиозного назначения;
- согласовывать проект градостроительного плана земельного участка для объектов капитального строительства площадью до 1500 м²;
- согласовывать проект схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также сезонных кафе;
Важно отдельно отметить, что данное расширения полномочий относится только к муниципальным образованиям «старой» Москвы.
Проблемы местного самоуправления в Москве
По мнению аспиранта кафедры гражданского и предпринимательского права Московского гуманитарного университета Никиенко К. Г. Закон города Москвы «О местном самоуправлении» не полностью соответствует ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вследствие чего в муниципальных образованиях «старой» Москвы полномочия органов местного самоуправления существенно урезаны по сравнению с муниципальными образованиями «новой» Москвы. В качестве решения данной проблемы предлагается на уровне административных округов в «старой» Москве создать городские округа с выборным представительным органом и выборным главой городского округа с сохранением местных органов власти в лице префекта и префектуры округа, а также с сохранением низовой ступени органов местного самоуправления на районном уровне.
Органы местного самоуправления
Органами местного самоуправления в муниципальном образовании Москвы являются:
- Совет депутатов муниципального округа/городского округа/поселения — представительный орган местного самоуправления (до 1 июля 2012 года — Муниципальное собрание),
- Администрация муниципального округа/городского округа/поселения — исполнительно-распорядительный орган (до 1 июля 2012 года — Муниципалитет),
- другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования.
Руководитель муниципального образования — глава муниципального округа, городского округа или поселения.
Структура органов местного самоуправления, а также наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок их избрания (назначения), компетенция, сроки полномочий, подотчётность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с Уставом города Москвы, законом «Об организации местного самоуправления…» и другими законами города Москвы.
Число муниципальных образований в Москве
По состоянию на начало 2011 года в Москве 125 муниципальных образований, границы которых совпадают с границами административных районов Москвы.
С 1 июля 2012 года, после расширения территории Москвы, в состав города входят 146 муниципальных образований.