Узкоколейная железная дорога Поломского Торфопредприятия

31.07.2023


УЖД Поломского Торфопредприятия — бывшая узкоколейка, находившаяся в Кезском районе Удмуртской республики. Узкоколейка являлась торфовозной и принадлежала Поломскому торфопредприятию, находившемуся в посёлке Поломское.

История

Первый учаток узкоколейной железной дороги возник в 1953 году сразу после открытия торфопредприятия. Он шел от торфомассива Тугалуд и поселка Поломское, который являлся опорным центром, до станции Зилай, где торф прегружался на широкую колею.

Позднее линию продлили в двух направлениях: одно вело на Октябрьскую ГЭС, находившуюся на слиянии рек Чепца и Лоза, другое — на торфомассив Штапегурт, 2-й торфоучасток и два менее крупных поселка торфодобытчиков — Ключевка и Максимовка.

Также на узкоколейной железной дороге было соединение с узкоколейкой Меньиловского ЛПХ (Верхнелюкский лесопункт), начинавшееся на 15 км дороги. Вероятно, торфопредприятие закупало лес у Меньиловского ЛПХ для своих целей. УЖД Поломского торфопредприятия хоть и имело единую связь, ветка принадлежала другому ведомству.

В 1990-е годы на узкоколейке прекратилось грузовое сообщение: торф стали вывозить автотранспортом из-за очень маленького объема добычи. Перегрузочную станцию в Зилае разграбили и разрушили. В конце 90х в Максимовке была достроена автодорога, которую строили еще с середины 80х годов. Вследствии чего, в 1999 году, участок Поломское — Ключёвка — Максимовка был разобран.

До последних лет она использовалась только для пассажирского сообщения. Поезд состоял из одного исправного тепловоза ТУ6А и вагона ПВ40. Протяженность линии от Поломского до бывшей перегрузочной станции в Зилае составляла 8,5 километров. Само путевое развитие находилось в километре от села Зилай. Само торфопредприятие формально уже и не существовало, так как оно занималось деревообработкой.

Несмотря на плохое положение, дорога ремонтировалась не хуже, чем в лучшие времена. Каждый день путейцы выезжали на линию ремонтировать путь с применением тепловоза и платформы, загруженной новыми шпалами.

Закрытие

В 2005 году движение по узкоколейке было закрыто. Рельсы и подвижной состав простояли до осени 2006 года в надежде на возобновление движения, но узкоколейка была разобрана, а подвижной состав порезан. До Поломского теперь ходит автобус из райцентра.

Галерея

  • Узкоколейка на топографической карте 1980-х годов

  • Участок Зилай - Поломское

  • Станция узкоколейки в селе Поломское

  • Заброшенная линия Полом - ГЭС (непригодна для движения)

  • Состав пассажирского поезда сообщением Зилай - Поломское

  • Станция УЖД в Зилае, вид с вышки в направлении Поломского

  • Пассажирский вагон

  • Интерьер пассажирского вагона

  • Платформа с новыми шпалами

Интересные факты

  • Поселок Поломское на некоторых картах назывался Полом.

Современное состояние

От узкоколейки осталась просека, насыпь и мосты через речки Пулыбка и Чубойка. По насыпи идет грунтовая автодорога. От депо и торфопредприятия остались лишь руины.

Подвижной состав

Локомотивы

  • ТУ4
  • ТУ7
  • ТУ6А — № 2662 (являлся последним исправным тепловозом)
  • ТУ8 — (№ 0233 — фактически был исправен, но отсутствовал двигатель)
  • ЭСУ1
  • ЭСУ2А

У остальных номера неизвестны

Вагоны

  • Вагоны платформы
  • Вагоны цистерны ВЦ20
  • Пассажирские вагоны ПВ40
  • Полувагоны для торфа

Путевые машины

  • Дрезина ПД1