УЖД Поломского Торфопредприятия — бывшая узкоколейка, находившаяся в Кезском районе Удмуртской республики. Узкоколейка являлась торфовозной и принадлежала Поломскому торфопредприятию, находившемуся в посёлке Поломское.
История
Первый учаток узкоколейной железной дороги возник в 1953 году сразу после открытия торфопредприятия. Он шел от торфомассива Тугалуд и поселка Поломское, который являлся опорным центром, до станции Зилай, где торф прегружался на широкую колею.
Позднее линию продлили в двух направлениях: одно вело на Октябрьскую ГЭС, находившуюся на слиянии рек Чепца и Лоза, другое — на торфомассив Штапегурт, 2-й торфоучасток и два менее крупных поселка торфодобытчиков — Ключевка и Максимовка.
Также на узкоколейной железной дороге было соединение с узкоколейкой Меньиловского ЛПХ (Верхнелюкский лесопункт), начинавшееся на 15 км дороги. Вероятно, торфопредприятие закупало лес у Меньиловского ЛПХ для своих целей. УЖД Поломского торфопредприятия хоть и имело единую связь, ветка принадлежала другому ведомству.
В 1990-е годы на узкоколейке прекратилось грузовое сообщение: торф стали вывозить автотранспортом из-за очень маленького объема добычи. Перегрузочную станцию в Зилае разграбили и разрушили. В конце 90х в Максимовке была достроена автодорога, которую строили еще с середины 80х годов. Вследствии чего, в 1999 году, участок Поломское — Ключёвка — Максимовка был разобран.
До последних лет она использовалась только для пассажирского сообщения. Поезд состоял из одного исправного тепловоза ТУ6А и вагона ПВ40. Протяженность линии от Поломского до бывшей перегрузочной станции в Зилае составляла 8,5 километров. Само путевое развитие находилось в километре от села Зилай. Само торфопредприятие формально уже и не существовало, так как оно занималось деревообработкой.
Несмотря на плохое положение, дорога ремонтировалась не хуже, чем в лучшие времена. Каждый день путейцы выезжали на линию ремонтировать путь с применением тепловоза и платформы, загруженной новыми шпалами.
Закрытие
В 2005 году движение по узкоколейке было закрыто. Рельсы и подвижной состав простояли до осени 2006 года в надежде на возобновление движения, но узкоколейка была разобрана, а подвижной состав порезан. До Поломского теперь ходит автобус из райцентра.
Галерея
-
Узкоколейка на топографической карте 1980-х годов
-
Участок Зилай - Поломское
-
Станция узкоколейки в селе Поломское
-
Заброшенная линия Полом - ГЭС (непригодна для движения)
-
Состав пассажирского поезда сообщением Зилай - Поломское
-
Станция УЖД в Зилае, вид с вышки в направлении Поломского
-
Пассажирский вагон
-
Интерьер пассажирского вагона
-
Платформа с новыми шпалами
Интересные факты
- Поселок Поломское на некоторых картах назывался Полом.
Современное состояние
От узкоколейки осталась просека, насыпь и мосты через речки Пулыбка и Чубойка. По насыпи идет грунтовая автодорога. От депо и торфопредприятия остались лишь руины.
Подвижной состав
Локомотивы
- ТУ4
- ТУ7
- ТУ6А — № 2662 (являлся последним исправным тепловозом)
- ТУ8 — (№ 0233 — фактически был исправен, но отсутствовал двигатель)
- ЭСУ1
- ЭСУ2А
У остальных номера неизвестны
Вагоны
- Вагоны платформы
- Вагоны цистерны ВЦ20
- Пассажирские вагоны ПВ40
- Полувагоны для торфа
Путевые машины
- Дрезина ПД1