Кнехты (морской термин)

30.05.2023


Кнехт (от нидерл. knecht — «колышек, крючок в такелаже», устар. кнек, мн.ч. кнехты) — парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для крепления тросов (швартовов).

На парусниках устанавливали и деревянные тумбы, но на металлических судах кнехты — парные круглые металлические тумбы, отлитые вместе с основанием, прочно прикреплённой к палубе плитой. Металлические кнехты — обычно пустотелые, стальные или чугунные, редко медные. Частью конструкции кнехтов являются шляпки и приливы, препятствующие соскальзыванию троса вверх. По конструкции различают прямые кнехты и крестовые кнехты, имеющие горизонтальную жёсткую связь между тумбами.

На палубе кнехты устанавливают вблизи клюзов в носовой, кормовой частях и вдоль бортов судна. Кнехты служат для закрепления накладываемых восьмёрками тросов при швартовке (швартовый кнехт) или буксировании (буксирный кнехт), а исторически к ним крепили и якорные тросы. На парусных судах кнехты снабжали шкивами для натяжения и крепления некоторых снастей бегучего такелажа.

«Кнехтами» также называют тумбы-приколы на причале, пристани.

Способ использования

  • На российском флоте на прямой кнехт просто накладывают 6 восьмёрок троса, на крестовом кнехте делают шлаг, а после накладывают восьмёрки
  • На британском флоте на кнехт сначала накладывают пару шлагов троса, а затем — восьмёрки. Это позволяет избежать рывка при отшвартовке, и контролировать отдачу швартового конца