Транквилиум



Транквилиум — фантастический роман Андрея Лазарчука (по мнению Д. Быкова — фэнтези), написанный в 1993—1995 годах и опубликованный в 1996 году. Основой сюжета послужила городская легенда о людях, пропадающих без следа и появляющихся из ниоткуда. В романном мире в глубочайшей древности участок пространства, где находилась Атлантида, обособился и как бы вывернулся наизнанку, оказавшись в иной Вселенной. Но между ним и старой Землей осталась своеобразная пуповина, через которую ушли те, кого не устраивало безумие большого мира. Транквилиум — инверсия Земли: крупнейшая из держав — Россия (романная Палладия) — расположена на островах в океане. Транквилианский социум консервативен и сдерживает технический прогресс; немногие пришельцы с большой Земли содержатся в карантине. Однако в период угрозы большой ядерной войны в 1983—1984 годах, Транквилиум стал привлекателен как убежище, и советские войска попытались организовать вторжение.

Сюжет и литературные особенности

В. Иванченко возводил литературную генеалогию романа к мирам Александра Грина, утверждая, что Лазарчук «вместо того чтобы отламывать по кусочку, покусился на гриновский мир в целом». В пространственном кармане, созданном некогда в результате экспериментов древних атлантов, существует «мир красоты и чести, парусников, револьверов и паровозов». Научно-техническое развитие Транквилиума соответствует концу XIX века на Земле. Топология этого континуума непонятна, ибо, хотя Земля плоская, до её края невозможно добраться. Проходы между Транквилиумом и Землёй существуют только в России и Америке, поэтому в основном мир заселён выходцами из этих стран. Население Транквилиума составляет несколько миллионов человек, он поделён на русскоязычную Палладию и англоязычный Мерриленд. Если спецслужбы США не замечали скаутов, уводящих людей буквально в никуда, то советский КГБ пришёл к выводу, что Транквилиум — подходящее убежище на случай ядерной войны, а также поле социального экспериментирования. В результате агенты влияния приступают к составлению заговора, который должен закончиться вторжением танковых колонн. В итоге защитникам Транквилиума удаётся закрыть проходы и разбить вторгнувшуюся группу войск. Авторская концепция причудливо переплела вымышленный мир и криптоисторическую версию инициации Перестройки, якобы, связанной с провалом попытки советских властей взять Транквилиум под контроль. Рецензент, считая роман лучшим у автора, критиковал «клиповое» построение сюжета и отсутствие «ударного» финала. В рецензии О. Доброва отмечалось, что в романе «на первом месте — судьба персонажей, их переживания, развитие характеров — все то, что делает прозу художественной, в отличие от постмодернистских экспериментов».

Критика

Культуролог Константин Фрумкин применял тексты «Транквилиума» для иллюстрации моделирования «сознания с соглядатаем», ставя Лазарчука в один ряд с Гессе, Набоковым и Платоновым в контексте метафорической модели, выстраиваемой писателем для выражения экстремального психического опыта. Туров — персонаж Лазарчука, испытывает расщепление личности фрактального типа, когда одно «лицо» вставлено в другое. Это возможно интерпретировать как иерархию рефлексии — самонаблюдения, и тогда самый главный и самый большой Туров оказывается той объемлющей всё средой самосознания, внутри которой существуют, наблюдаются и осознаются остальные субъекты. В этом месте К. Фрумкин ссылался на С. Франка, который доказывал, что не самосознание является свойством сознания, а наоборот, сознание существует внутри самосознания. Самый большой Туров, в отличие от существующих в нём маленьких туровых, сам субъектом активности не является, он не связан с этим миром, он не говорит, не думает и даже не чувствует, он — только субъект созерцания. В следующей своей работе К. Фрумкин обнаружил в «Транквилиуме» крайне редко встречающийся в литературе пример одновременного видения героем нескольких реальностей. Эпизодическая героиня по имени Олив приобрела дар одновременного видения обычной и некой тайной реальности, не испытывая от этого опыта никаких позитивных ощущений, поскольку каждым из своих глаз видела один из миров, не имея возможности определить подлинности каждого.

Политолог Сергей Смирнов использовал пример «Транквилиума» для демонстрации метода косвенной негативизации в манипуляции сознанием. Например, в диалоге «перебежчика»-американца и Алика сообщается, что каждый полёт в космос стоит сотен тысяч жизней людей, которые умерли от голода, чтобы обеспечить этот полет ресурсами. Данный аргумент был стандартным для массированной пропаганды начала 1990-х годов, когда советские государствообразующие отрасли объявлялись затратными, убыточными и приносящими исключительно вред всей стране. По мнению политолога: «Выстраивается сложный и эффективный механизм косвенной негативизации, как средства разрушения имиджа Советского Союза». Западная цивилизация и США упоминается в контексте романного мира вскользь, нейтрально или сдержанно-позитивно. Весь вред для Транквилиума исходит из СССР. Другими примерами косвенной негативизации являются описания жизни в СССР первой половины 1980-х годов глазами «капиталистически настроенных» выходцев из Транквилиума, вернувшимися обратно («грязные туалеты — вполне достаточное условие для государственной измены»). Как результат, Андрей Лазарчук получил нелестную личную характеристику. Пример романа приводился и в статье об образе пилотируемой космонавтике в общественном сознании в негативном ключе. Цитируемый выше фрагмент свидетельствует, что в середине 1990-х годов космонавтика подавалась как преступление советского строя.

Издания

  • Транквилиум / Худож. О. Барвенко. — М. : Локид, 1996. — 584 с. — (Современная российская фантастика). — ISBN 5-320-00061-8.