Латиноамериканистика — комплекс наук, изучающих историю, географию, этнографию, экономику, политику, философию, право, культуру стран Латинской Америки. Основы изучения Латинской Америки были заложены ещё до Октябрьской революции. Сведения об историческом, политическом, экономическом и культурном развитии стран Латинской Америки содержатся в путевых записках и дневниках русских мореплавателей и путешественников (И. Ф. Крузенштерн, О. Е. Коцебу, Ю. Ф. Лисянский, Ф. П. Литке, М. П. Лазарев, В. М. Головнин, Ф. П. Врангель, Ф. Ф. Матюшкин и др.). В 1822—29 под руководством академика Г. И. Лангсдорфа была предпринята комплексная экспедиция во внутренние районы Бразилии, собравшая ценный материал по истории, экономике, географии региона, жизни, быту, социальной организации индейцев. Во второй половине XIX — начале XX вв. русские путешественники, исследователи, побывавшие в Латинской Америке (основоположник русской климатологии А. И. Воейков, учёный, публицист и общественный деятель М. И. Венюков, географ и этнограф С. К. Патканов, ботанико-географ Н. М. Альбов и др.), опубликовали ряд путевых очерков и заметок. Помимо описаний природы, климата, животного и растит, мира в этих очерках содержатся материалы о древних индейских цивилизациях, в том числе о цивилизации майя. Важную роль в ознакомлении русского общества со странами Южной Америки сыграли записки дипломата А. С. Ионина, совершившего в 1888—89 путешествие по Аргентине, Чили, Боливии, Перу, Парагваю («По Южной Америке», т. 1—4, 1892—1902). В 1914—15 несколько молодых учёных (Г. Г. Манизер, Ф. А. Фиельструп, Н. П. Танасийчук, И. Д. Стрельников, С. В. Гейман) осуществили путешествие по странам Латинской Америки (Бразилия, Парагвай) с целью изучения природы, материальной и духовной культуры индейцев, сбора этнографических и зоологических коллекций. Работы Манизера [«Экспедиция академика Г. И. Лангсдорфа в Бразилию (1821—1828)», опубл. в 1948, и др.] стали, по сути, первыми русскими исследованиями по этнографии Латинской Америки. Между научными учреждениями России и стран Латинской Америки установились научные контакты. Так, Петербургское общество естествоиспытателей обменивалось изданиями с Национальным музеем в Сан-Паулу, научными обществами в Монтевидео и Сантьяго, Московский университет уже в начале XX в. обменивался трудами с университетами Гаваны, Мехико, Каракаса, Музеем естественной истории в Вальпараисо (Чили) и рядом других научных учреждений Латинской Америки.
Традиции изучения Латинской Америке были продолжены и значительно расширены после Октябрьской революции. Уже осенью 1918 в Петрограде по инициативе группы учёных (В. А. Федченко, В. Г. Богораз-Тан, О. Ю. Шмидт, В. Н. Любименко и др.) было создано Общество изучения Южной Америки. Общество (действовало в составе Тропической комиссии АН, 1919—22) занималось подготовкой большой комплексной научной экспедиции (этот проект осуществить не удалось), изучением материалов прошлых русских экспедиций в Южную Америку. С 20-х гг. в ряде периодических изданий (журналы «Коммунистический интернационал», «Международная жизнь», «Международное рабочее движение», «Мировое хозяйство и мировая политика» и др.) начали публиковаться статьи и другие материалы, посвящённые экономическому и политическому положению, революционному движению и другим сторонам жизни стран Центральной и Южной Америки. С середины 20-х гг. началась деятельность научного Испано-американского общества в Ленинграде, целью которого было изучение политики, экономики и литературы Латинской Америки. С деятельностью её членов связано появление в СССР многих переводов и первых исследований в области литератур и языков Латинской Америки. Латиноамериканская секция была создана в рамках Международного аграрного института (при Международном крестьянском совете) в Москве. В конце 20-х гг. с работами по истории Латинской Америки выступил первый дипломатический представитель СССР в Мексике С. С. Пестковский (под псевдонимом А. Вольский), а также Г. М. Дашевский, Г. М. Якобсон (Г. Ян). В периодической печати, брошюрах, книгах рассматривались отдельные аспекты истории Латинской Америки и актуальные проблемы экономики (в том числе влияние мирового экономического кризиса на Латинской Америке), межимпериалистическая борьба, экспансия США в Латинской Америке, революционное движение на континенте и. т. д. В начале 30-х гг. при колониальном секторе Института мирового хозяйства и мировой политики АН СССР был создан кабинет Южной и Караибской Америки, сыгравший значительную роль в становлении советской Л. Был проведён ряд дискуссий, опубликованы исследования по некоторым актуальным проблемам истории, аграрным и национальным вопросам, в том числе «История мексиканских революций» А. Вольского (1928), «Революционный подъём и рабочее движение в странах Латинской Америки в первые послевоенные годы» Г. Яна (1932), «Аграрный вопрос в Южной и Караибской Америке» В. М. Мирошевского (в сборнике: Проблемы Южной и Караибской Америки, М., 1934). Было создано южно-американское отделение в ленинградском Восточном институте имени А. С. Енукидзе. Начало систематическому научному изучению экономической географии Латинской Америки в советской Л. было положено трудами И. А. Витвера («Южная Америка», 1930, «Караибские страны», 1931, и др.). Важные историко-агрономические исследования провёл во время своих путешествий по странам Центральной и Южной Америки (начало 30-х гг.) Н. И. Вавилов, явившийся одним из тех, кто стоял у истоков советской Л. Попытка обобщить с марксистских позиций узловые проблемы истории стран Латинской Америки впервые была предпринята в написанных Мирошевским главах учебника «Новая история колониальных и зависимых стран» (1940). Его монография «Освободительные движения в американских колониях Испании от их завоевания до войны за независимость (1492—1810)» (1946) была первым в советской историографии исследованием на эту тему. Одним из основоположников Л. в области литературоведения был Ф. В. Кельин. Установление в 1942—46 дипломатических отношений СССР с большинством стран Латинской Америки, расширение экономических и культурных связей в послевоенные годы способствовали дальнейшему развитию советской Л. Вышли в свет работы, посвящённые экспансионистской политике США в странах Латинской Америки: Л. И. Зубок, «Империалистическая политика США в странах Караибского бассейна. 1900—1939», 1948; «Народы Латинской Америки в борьбе против американского империализма», 1951; Л. Ю. Слёзкин, «Политика США в Южной Америке (1929—1933)», 1956; положению рабочего класса в Латинской Америке: М. В. Данилевич, «Положение и борьба рабочего класса стран Латинской Америки», 1953, и др.). Однако начало развёртывания широкого фронта исследований по Латинской Америке относится ко второй половине 50-х гг. Это явилось отражением общего подъёма уровня научно-исследовательские работы в области общественных наук после 20-го съезда КПСС (1956). Общее число публикаций по Латинской Америке с 1956 по 1966 примерно в 6 раз превысило их число за все предшествующие годы Советской власти. Вышел из печати ряд коллективных монографий, посвящённых узловым проблемам развития стран Латинской Америки, в том числе капитальное издание «Народы Америки» (т. 1—2, 1959). В нём впервые в советской науке широко и на конкретном материале рассматривался вопрос о возникновении в Латинской Америке этнических общностей нового типа, исследовался процесс становления буржуазных наций, их особенности и своеобразие. Эта проблема нашла освещение и в коллективном труде «Нации Латинской Америки. Формирование. Развитие» (1964). Ряд исследований был посвящён истории древних цивилизаций, существовавших на Американском континенте до его открытия и завоевания европейцами. Самым значительным достижением в этой области явились работы Ю. В. Кнорозова по расшифровке письменности древних майя («Система письма древних майя», 1955; «Письменность индейцев майя», 1963). Об открытии и завоевании Латинской Америки рассказывает книга И. П. Магидовича «История открытия и исследования Центральной и Южной Америки», 1965. В ряде обобщающих трудов по истории крупнейших латиноамериканских стран («Очерки новой и новейшей истории Мексики. 1810—1945», 1960; «Очерки истории Аргентины», 1961; «Очерки истории Бразилии», 1962) была впервые дана марксистская концепция истории этих государств, основанная на анализе специфических особенностей развития каждого из них и учёте общих закономерностей всемирно-исторического процесса. В отличие от большинства буржуазных историков, ограничивающихся главным образом изложением политической истории, авторы очерков уделили большое внимание социально-экономическим вопросам (зарождение и развитие капиталистических отношений, формирование буржуазии и рабочего класса, роль латифундизма и положение крестьянства, проникновение иностранного капитала и. т. д.), а также показу решающей роли народных масс в историческом процессе, их борьбе на разных этапах исторического развития (восстания индейцев, негров-рабов, Война за независимость 1810—26, рабочее и крестьянское движение и. т. д.). Особое внимание было уделено влиянию Октябрьской революции в России на революционные процессы в Латинской Америке, образованию и деятельности коммунистических партий, борьбе прогрессивных сил против империализма и реакции. По всем этим направлениям исследования уже в середине 50—60-х гг. было опубликовано большое число монографий, коллективных трудов, сборников: Война за независимость в Латинской Америке (1810—1826)", 1964; «Освободительное движение в Латинской Америке», 1964; М. С. Альперович, «Война за независимость Мексики (1810—1824)», 1964; М. Альперович, Б. Руденко, «Мексиканская революция 1910—1917 гг. и политика США», 1958; Л. Ю. Слёзкин, «Россия и война за независимость в Испанской Америке», 1964; С. А. Гонионский, «Латинская Америка и США. 1939—1959», 1960; «Очерки новейшей истории стран Латинской Америки», 1964; многочисленные работы В. И. Ермолаева по истории национально-освободительного, рабочего и коммунистического движения и другим вопросам. Одной из главных особенностей современного этапа в развитии советской Л. является её дифференциация по различным отраслям знаний и в то же время переход к комплексной разработке важнейших проблем. Этому способствовало создание сектора истории стран Латинской Америки Института истории (с 1968 Институт всеобщей истории) АН СССР (1961), сектора Латинской Америки в Институте мировой экономики и международных отношений АН СССР (1957), сектора народов Америки в Институте этнографии АН СССР и, наконец, создание в 1961 Института Латинской Америки АН СССР (ИЛА) — головного научно-исследовательского и координационного центра по разработке проблем Латинской Америки в Советском Союзе. С 1969 ИЛА издаёт журнал «Латинская Америка». Важной вехой в истории советской Л. явилась Всесоюзная научная конференция «Ленинизм и Латинская Америка» (апрель 1971), по материалам конференции издан сборник («Ленинизм и Латинская Америка», ч. 1—2, 1972). Всё это привело к значительному численному росту в 60—70-х гг. работ по Латинской Америке, особенно посвящённых кардинальным проблемам современности. Возросла роль коллективных трудов, монографических исследований узловых проблем. Одно из важных мест в исследовательской работе занимает изучение проблем экономического развития Латинской Америки в целом, интеграционных процессов, а также экономики отдельных стран: «Экономические проблемы стран Латинской Америки», 1963; В. В. Вольский, «Латинская Америка: нефть и независимость», 1964; «Тенденции экономического развития стран Латинской Америки», 1969; «Экономика стран Латинской Америки», ч. 1—2, 1973—74; З. И. Романова, «Латиноамериканская интеграция: тенденции развития», 1970; Н. Г. Зайцев, «Латинская Америка: региональное сотрудничество и борьба за экономическую самостоятельность», 1977; «Промышленное развитие стран Латинской Америки в условиях НТР», 1981, и др. Исследованию территориально-региональных аспектов экономического развития посвящены работы большой группы исследователей, работающих в ИЛА. В ряде монографических трудов исследуются социально-классовая структура капиталистических стран Латинской Америки: «Пролетариат Латинской Америки», 1968; «Сельские трудящиеся Латинской Америки», 1972; «Средние городские слои Латинской Америки», 1974; «Господствующие классы Латинской Америки», 1978; М. И. Поляков, «Городские маргинальные слои Латинской Америки», 1974; аграрный вопрос: «Аграрный вопрос и проблемы освободительного движения в странах Латинской Америки», 1968; А. М. Сиволобов, «Экономические проблемы союза рабочего класса и крестьянства в Латинской Америке», 1963; «Сельское хозяйство и аграрные отношения в странах Латинской Америки», 1971;
Е. В. Ковалёв, «Аграрные реформы в странах Латинской Америки», 1973, и др. Значительное внимание уделяется комплексному изучению революционных процессов на современном этапе: Б. И. Коваль, С. И. Семёнов, А. Ф. Шульговский, «Революционные процессы в Латинской Америке», 1974; Б. М. Мерин, «Латинская Америка: студенчество и революционный процесс», 1975, и другие работы;
анализу роли коммунистических и рабочих партий в освободительном движении, их вклада в борьбу за единство всех прогрессивных сил: «Коммунистические партии Латинской Америки в борьбе за единство антиимпериалистических сил», 1976; «Великий Октябрь и коммунистические партии Латинской Америки», 1978; Б. И. Коваль, «Свет Октября над Латинской Америкой», 1977, и др. Существенное место занимает изучение политической системы латиноамериканских стран, и в частности таких её институтов, как партии, вооруженные силы, церковь, профсоюзы и. т. д.: Н. Н. Разумович, «Кто и как правит в Латинской Америке», 1967; «Политические партии стран Латинской Америки», 1965; С. И. Семёнов, «Христианская демократия и революционный процесс в Латинской Америке», 1971; А. Ф. Шульговский, «Армия и политика в Латинской Америке», 1979; И. Р. Григулевич (Лаврецкий), «„Мятежная“ церковь в Латинской Америке», 1972, и другие работы этого автора, посвящённые деятельности католической церкви в Латинской Америке, и др. Исследования советских латиноамериканистов, работающих над изучением экономических проблем, а также классовой и социальной структуры латиноамериканского общества, позволили сделать вывод о том, что капиталистические формы эксплуатации стали в результате длительной эволюции доминирующими в большинстве стран Латинской Америки, а капитализм достиг в них среднего уровня развития. Благодаря этому латиноамериканские страны заняли более высокое положение в группе развивающихся стран. Значительное внимание уделяют советские латиноамериканисты вопросам взаимоотношения США со странами Латинской Америки, разоблачению агрессивной политики США, в том числе и её новым аспектам: «США и Латинская Америка», 1978; К. С. Тарасов, «США и Латинская Америка. Военно-политические и военно-экономические отношения», 1972; З. И. Романова, «Экономическая экспансия США в Латинской Америке», 1963; Б. И. Гвоздарев, «„Союз ради прогресса“ и его сущность», 1964; «Неоколониализм США в Латинской Америке», 1970 А. А. Матлина, «Критика концепции „мирной регулируемой революции“ для Латинской Америки», 1971; К. А. Хачатуров, «Идеологическая экспансия США в Латинской Америке. Доктрины, формы и методы пропаганды США», 1978, и др. Ряд коллективных трудов посвящён внешней политике стран Латинской Америки («Страны Латинской Америки в современных международных отношениях», 1967; «Внешняя политика стран Латинской Америки после второй мировой войны», 1975; «Межгосударственные отношения в Латинской Америке», 1977, и др.), всё больше внимания уделяется изучению взаимоотношений СССР со странами Латинской Америки («СССР и Латинская Америка. 1917—1967», 1967; А. И. Сизоненко, «Очерки истории советско-латиноамериканских отношений», 1971; «Советский Союз — Латинская Америка в годы второй мировой войны», 1975, и др.). Значительная группа советских исследователей работает над изучением проблем просвещения («Высшая школа Латинской Америки», 1972; В. П. Беляев, «Латинская Америка: народное просвещение и проблемы социально-экономического развития», 1971, и др.), идеологии (К. А. Хачатуров, «Идеологическая диверсия под видом информации», 1970; «Национализм в Латинской Америке: политические и идеологические течения», 1976), культуры народов Латинской Америки (серия работ — «Культура Чили», 1968; «Культура Колумбии», 1974; «Культура Перу», 1975; «Культура Аргентины», 1977; «Культура Кубы», 1979; «Культура Мексики», 1980, и др.). Разработка вопросов осуществляется в тесной взаимосвязи с исследованием социальных и политических проблем. Благодаря усилиям литературоведов стало возможным представить латиноамериканской литературы в трудах обобщающего характера и включить латиноамериканский материал в общие концепции мировой литературы, которые разрабатываются советскими учёными (В. Н. Кутейщикова, «Роман Латинской Америки в XX в.», 1964, и «Мексиканский роман», 1971; «Формирование национальных литератур Латинской Америки», 1970; С. П. Мамонтов, «Испаноязычная литература стран Латинской Америки в XX в.», 1972; «Художественное своеобразие литератур Латинской Америки», 1976; В. Н. Кутейщикова, Л. С. Осповат, «Новый латиноамериканский роман: 50—60-е годы», 1976; «Концепции историко-культурной самобытности Латинской Америки», 1978, и др.). Работы в области теоретического изучения особенностей испанского языка Латинской Америки, проблем языкового варьирования на материале испанского языка Испании и Латинской Америки принадлежат Г. В. Степанову («Испанский язык в странах Латинской Америки», 1963; «К проблеме языкового варьирования. Испанский язык Испании и Америки», 1979, и др.). Неотъемлемой составной частью советской Л. является индеанистика, изучающая исторические, этнографические, социально-экономические, политические, культурные аспекты положения индейского населения континента: