Коэффициенты полноты — численные показатели, характеризующие полноту обводов судна. Различают четыре коэффициента полноты:
- α — коэффициент полноты конструктивной ватерлинии, отношение площади ватерлинии к площади описанного прямоугольника;
- β — коэффициент полноты подводной части мидель-шпангоута, отношение площади подводной части мидель-шпангоута к площади описанного прямоугольника;
- δ — коэффициент общей полноты, отношение водоизмещения к объёму описанного параллелепипеда.
- φ — коэффициент продольной полноты, отношение водоизмещения к объёму прямого цилиндра, основанием которого служит подводная часть мидель-шпангоута.
Коэффициенты полноты всегда находятся в диапазоне 0…1. Каждый класс кораблей имеет характерные значения коэффициентов полноты. Чем больше коэффициенты полноты, тем полнее обводы судна и, наоборот, чем он меньше, тем обводы более вытянуты и заострены. Более полные обводы означают большую грузовместимость, но меньшую скорость хода по сравнению с судами, обладающими меньшими значениями коэффициентов полноты.
Коэффициенты полноты определяются следующими соотношениями:
α = S W L ⋅ B ; {displaystyle alpha ={frac {S_{W}}{Lcdot B}};} β = S M B ⋅ T ; {displaystyle eta ={frac {S_{M}}{Bcdot T}};} δ = V L ⋅ B ⋅ T ; {displaystyle delta ={frac {V}{Lcdot Bcdot T}};} φ = V L ⋅ S M = δ β , {displaystyle varphi ={frac {V}{Lcdot S_{M}}}={frac {delta }{eta }},}где
V {displaystyle V} — водоизмещение; S W {displaystyle S_{W}} — площадь горизонтальной проекции корпуса по ватерлинии; S M {displaystyle S_{M}} — площадь подводной части мидель-шпангоута; L {displaystyle L} — длина судна по ватерлинии; B {displaystyle B} — ширина судна по ватерлинии; T {displaystyle T} — средняя осадка судна.Типовые коэффициенты полноты для различных классов судов