Захарьина, Ульяна Фёдоровна



Боярыня Ульяна Фёдоровна Захарьина (Иулиания Феодоровна, Iульянія, «Романова жена Юрьевича Ульяна») или Ивановна, в постриге Анастасия (инокиня Анастасия, также старица Иулиания) (ум. 8 июня 1579, Москва) — мать царицы Анастасии Романовны (первая тёща Ивана Грозного), вероятно, прабабушка первого русского царя из династии Романовых Михаила Фёдоровича.

Её захоронение сохранилось и изучено, С. А. Никитиным восстановлен её портрет по черепу.

Биография

Происхождение её неясно. В родословцах её фамилия не указывается, она фигурирует только по имени-отчеству.

Встречается недоказанная версия, что она — дочь Фёдора Ивановича Карпова. (Путаницу в идентификацию порой вносит и существование других членов рода Захарьиных-Романовых с тем же именем: полной тёзки — Ульяны Фёдоровны, княжны Литвиновой-Мосальской (ум.1650) — жены Ивана Никитича «Каши»; боярыни Ульяны Захарьиной (ум. 1563 год) — жены Григория Юрьевича; Ульяны Никитичны (24 августа 1565) — умершей во младенчестве дочери Никиты Романовича; Ульяны Семёновны Погожевой (ум. 1624) — жены Александра Никитича).

Однако ведущий исследователь кремлёвских захоронений Т. Д. Панова в своей статье 2009 года однозначно указывает, что «роду-племени она неведомого».

Жена Романа Юрьевича Захарьина, вторая либо единственная. Овдовела 10 февраля 1543 года, пережив мужа в итоге на 36 лет.

Геннадий Костромской (икона 18 века)

Поздняя житийная литература упоминает пророчество преподобного Геннадия Любимского и Костромского, данное Ульяне («вдове-боярыне Иулиании Феодоровне») 12 февраля 1543 года во время одного из его визитов в Москву. Будущий святой «прият был честно от боярыни Иулиании Феодоровны, жены Романа Юрьевича, благословения ради чад ея Данилы и Никиты и дщери ея Анастасии Романовны». Его обещание гласило:

«…быть её дочери царицею на Москве».

3 февраля 1547 года стала царской тёщей, после того как Анастасия была выбрана царём на «всероссийском» смотре невест. (Любопытно, что умерший в 1538 году брат покойного Романа — Захарьин-Юрьев, Михаил Юрьевич, входил в число опекунов над малолетним Иваном Грозным, что возможно, дало «конкурсантке» некоторые преимущества).

Описание свадьбы Анастасии с царем упоминает её мать Ульяну:

«…и нарек себе в великие княгини Романову дочь Юрьевича Захарьича Настасью. И велел ей быти на своем дворе в своих полатах. А у ней велел быти матери её Ульяне Романове жене Юрьевича, да княгине Настасье княж Василья Васильевича Шуйского, да бабке своей княгине Анне княж Василья Глинского…»
(«Постниковский летописец»).

Очевидно, о ней же идет речь в описании свадьбы 3 ноября того же 1547 года младшего брата царя Юрия с Иулианией Палицкой:

«…А боярыни были у постели Романова жена Юрьевича Ульяна да Данилова жена Рамановича Анна, Микитина жена Рамановича Варвара, Олексеева жена Адашева Настасья…»

— Разрядная книга

Также она упомянута в завещании своей родственницы Аксиньи Кошкиной-Захарьиной.

В 1560 году потеряла дочь и позже стала свидетельницей опричнины. К 1565 году умерли все остальные дети её мужа (вероятно от неё, либо от 1-й жены), кроме Никиты.

Её последним приютом стал Вознесенский монастырь Московского Кремля. При постриге, дата которого неизвестна, она взяла себе имя умершей дочери, которую пережила на 17 лет.

Захоронение

Скончавшись в неизвестном возрасте в 1579 году (за год до появления в царской семье его последней жены Марии Нагой и за 5 лет до смерти Ивана Грозного), была погребена в той же обители. (При этом её покойный муж был уже давно погребён в фамильном склепе в подклете Преображенского собора Новоспасского монастыря).

После разрушения монастыря большевиками, её останки вместе с прочими были перенесены в подземную палату южной пристройки Архангельского собора, где находятся и сейчас.

В 2000-х годах сотрудники Музеев Московского Кремля (группа по изучению захоронений некрополя Вознесенского собора) исследовали в числе прочих её захоронение, которое является примером того, что иногда в этой царской усыпальнице находили последний приют и менее знатные люди из окружения государей.

Её саркофаг с подписной крышкой входит в число наиболее хорошо сохранившихся.

Уцелевшая надпись на саркофаге гласит:

«Лета 7087 (1579) июня в 8 день на память святого великомученика Фёдора Стратилата преставилась раба божия инока схимница Настасья Романова жена Юрьевича на первом часу ночи».

Также внезапно среди обломков крышек и гробов в подземной палате, где размещаются погребения с 1930 года, обнаружили и плиту, когда-то отмечавшую место её могилы. Выяснилось, что инокиню похоронили в стороне от царских могил, в северной части усыпальницы — наименее почётной по средневековым эсхатологическим представлениям.

Как пишут исследователи, «случай редкий и весьма интересный. Если над могилами великих княгинь, цариц и царевен всегда сооружали высокий памятник с эпитафией (как в Архангельском соборе Кремля, что можно видеть и сегодня), то могилы менее значимых лиц обустраивали проще. На них в уровень с полом помещали горизонтально только массивную плиту с надписью. На такие надгробия могли наступать ногами прихожане. Так и случилось с данным памятником — на камне полностью стерлись две верхние строки эпитафии. Остальная часть надписи также местами пострадала».

Она немного отличается от надписи на саркофаге:

« …великомученика Федора Стратилата преставися раба божия Романова жена Юрьевича Ульяна в иноцех инока скимница Настясья в 1 час нощи».

В рамках этого исследования С. А. Никитиным в 2007 году восстановлен её портрет по черепу в числе цикла портретов других членов царской семьи.

Дети

Её муж Роман был женат по некоторым предположениям дважды (имя его первой жены неизвестно, либо она не существовала). Была ли Ульяна матерью всех пяти известных его детей, неясно — по некоторым предположениям, только последней Анастасии.

Дети Романа
  • Захарьин, Далмат Романович — умер бездетным 5 октября 1543
  • Захарьин, Данила Романович
  • Захарьин, Никита Романович — отец патриарха Филарета, дед царя Михаила
  • Анна Романовна, муж — князь Василий Андреевич Сицкий
  • Анастасия Романовна, муж — царь Иван IV