Азимут (авиакомпания)



Не следует путать с вертолетной авиакомпанией ООО «Азимут», базирующейся в Ярославле.

Азимут (юридическое название — АО «Авиакомпания АЗИМУТ») — российская авиакомпания, базирующаяся в Ростове-на-Дону и Краснодаре. Компания преимущественно осуществляет перевозки по регионам России за пределами двух столиц и из них за границу. Хотя официально об этом не заявляется, благодаря установлению в основном сравнительно невысокой базовой стоимости билетов, фактически «Азимут» является бюджетной авиакомпанией (лоукостером), одной из трёх действующих в России после компаний «Победа» и «Smartavia».

С 7 декабря 2017 года авиакомпания стала базовым перевозчиком нового аэропорта «Платов» Ростовской области.

История

Целью создания нового перевозчика заявлено создание качественного транспортного сообщения между городами Юга России, а также между южным регионом и центром страны, а затем также стали осуществляться рейсы в другие регионы России и за границу. Как юридическое лицо, авиакомпания «Азимут» была зарегистрирована в Краснодаре, но в феврале 2017 года была осуществлена перерегистрация в Ростове-на-Дону. Фактическими владельцами авиакомпании являются Виталий Ванцев, Павел Удод и Павел Екжанов.

Фирменный стиль и ливрея авиакомпании разработаны дизайнерским агентством ASGARD Branding из Санкт-Петербурга. По задумке разработчиков, логотип символизирует солнце, море, небо и южное гостеприимство.

В марте 2017 года были подписаны твёрдые контракты на поставку четырёх воздушных судов Sukhoi Superjet 100, позже был заключён ещё один контракт на четыре воздушных судна этого типа. Поставка законтрактованных самолётов началась в июле 2017 года. В планах компании дальнейшее увеличение парка до шестнадцати самолётов. Лизингодателем выступает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).

18 августа 2017 года компания получила сертификат эксплуатанта, дающий право выполнять полёты. Начиная с 2021 года, в маршрутную сеть вошли Калининград, Челябинск, Волгоград, Астрахань, а также международные маршруты в Ереван, Стамбул .

Особенности компании

  • Флот компании, единственной такой в России, состоит только из самолётов российского производства типа Sukhoi Superjet 100. Таким образом, в отличие от большинства других российских компаний с самолётами Airbus A319/Boeing 737 и крупнее, «Азимут» использует воздушные суда только регионального класса меньшей размерности.
  • В отличие от почти всех других авиакомпаний, но подобно многим лоукостерам, «Азимут» предоставляет услуги онлайн-регистрации на борт только на платной основе, что преподносится как плата за возможность выбора места в салоне самолета.

Деятельность

Выполнение чартерных рейсов авиакомпания начала в августе 2017 года. С 21 сентября 2017 года авиакомпания начала свою лётную программу из московского аэропорта «Внуково».

Количество перевезённых пассажиров

  • 2017 год — 72 136 пассажиров (34-е место в России)
  • 2018 год — 669 412 пассажиров (20-е место в России)
  • 2019 год — 1 247 446 пассажиров (18-е место в России)
  • 2020 год — 1 221 638 пассажиров (11-е место в России)
  • 2021 год — 2 093 829 пассажиров

Маршрутная сеть

Основным хабом для перевозчика является аэропорт «Платов» Ростова-на-Дону. Дополнительным хабом является аэропорт Краснодар. Ранее в качестве дополнительного хаба рассматривался аэропорт Минеральные Воды. С увеличением флота авиакомпании дополнительными хабами могут стать аэропорты Храброво (Калининград) и Сочи
В период летней навигации 2022 года авиакомпания выполняет рейсы по следующим маршрутам:

Флот

На 19 января 2023 года парк авиакомпании насчитывает 19 воздушных судов. Из них: 15 типа Сухой Суперджет в модификациях LR и Basic, 3 типа RRJ-95B-100 и 1 типа RRJ-95B. Один лайнер (RA-89036) был заказан авиакомпанией «ЮТэйр-Экспресс», однако, он не был передан в связи с закрытием авиакомпании, затем его поставили авиакомпании «Ямал», а позже «Ямал» отдала борт RA-89036 в лизинг авиакомпании «Азимут». Остальные четырнадцать поставлены с завода имени Ю.А. Гагарина новыми. В 2021 году было объявлено о планах пополнить флот десятью самолетами Superjet 100, однако введение санкций поставило под вопрос выполнение производственной программы. Тем не менее, часть самолетов в 2022 году была поставлена, например, борт RA-89004 Индигирка. Также планировалось, что летом 2022 года «Азимут» получит свой первый Airbus A220-300, но в связи с упомянутыми санкциями заказ был отменен.

Средний возраст самолетов на январь 2023 года составляет 4,9 лет.

В авиакомпании действует программа присвоения самолётам названий рек. Самолёт «Архыз» назван, по утверждению авиакомпании, в честь горной реки, однако река, протекающая в селе Архыз, носит название Большой Зеленчук.

Авиационные происшествия

По состоянию на февраль 2023 года с воздушными судами авиакомпании «Азимут» не происходило авиапроисшествий, приведших к потере воздушных судов, гибели пассажиров или членов экипажа.