Гаснут на песке волны без следа



«Гáснут на пескé вóлны без следá» — песня из советского дебютного кинофильма «Зайчик» 1964 года режиссёра Леонида Быкова. Текст поэта Кима Рыжова, музыка и саундтрек написаны композитором Андреем Петровым. Впервые прозвучала в исполнении самого режиссёра Быкова в его кинокомедии, хотя смысл песни трагичен.

В последующем песню «Гаснут на песке волны без следа» исполнял певец Эдуард Хиль. Также песню исполнила актриса Елена Соловей в музыкальном фильме 1985 года «Голубые города», основанного на музыке композитора Андрея Петрова.

История

Эдуард Хиль вспоминал запись песни «Гаснут на песке волны без следа» так:

Любопытная история произошла с теперь знаменитой песней Петрова и Кима Рыжова из фильма “Зайчик”. Там есть такие слова: “Если ты человек так бесследно уйдёшь, для чего ты живёшь? Если в сердце другом зажечь не смог ни мечты, ни надежд, ни тревог”. Эту песню я записал на радио. И на записи присутствовал актёр Леонид Быков, которому надо было в фильме её исполнить, но у него никак что-то не получалось. Он посидел, послушал и сказал: “Спасибо, я теперь знаю, как её надо петь”. Я потом записывал эту песню в Москве, и с оркестром Юрия Силантьева, и с оркестром электронных инструментов

Описание

Песня о доброй памяти, которую должен оставить о себе человек.

Плавно, в основном по аккордовым звукам, движется мелодия (словно при замедленном движении киноленты накатываются на берег и «гаснут без следа» волны). Эффект прихотливого извива мелодии, её необычайной развитости усилен обогащением гармонии, побочными ступенями и альтерациями, которые каждый раз по-новому освещают повороты вокальной линии.

Вместе с тем многие существенные детали гармонии: задержания, вспомогательные, проходящие звуки придают звучанию живую трепетность. Интенсивное ладотональное развитие вызывает ощущение внутренней раскованности, гибкости. В немалой степени этому способствует нестандартное последование аккордовых комплексов.