Ангарский трамвай — трамвайная система города Ангарска Иркутской области. Трамвай в Ангарске работает с 1953 года. Действуют 5 маршрутов, на которые ежедневно выходят до 9 вагонов. Всего в парке 30 трамваев,18 вагонов исправны. Средний возраст вагонов ~ 21,8 год. В парке всего 12 трамваев, выпущенных после 2000-х. Из-за банкротства МУП "Ангарский трамвай" ОАО "Иркутскэнерго" уведомил предприятие об отключении электроэнергии за долги. Начиная с конца 2010-х годов, существует угроза остановки движения трамвая.
Маршруты
Расписание трамваев доступно на конечных станциях. Пассажиры могут уточнять все вопросы по графику движения по телефону диспетчера 52-20-61.
Закрытые
Хронология строительства
1953 год 3 ноября — Прибыло четыре вагона МТВ-82 в депо (разгрузили у нынешнего Пересечения, тогда линия на ЗБХ уже строилась, в депо вагоны добрались своим ходом. 26 ноября — Прошла первая обкатка линии. 27 ноября — В полдень на остановке «Техникум» три трамвая впервые взяли на борт пассажиров. Интересно то, что на ФЗО вагоны разворачивались на кольце (ныне не существует), на Комбинате — задним ходом на треугольнике.
1957 год — Введена в эксплуатацию линия «Управление комбината» — «ТЭЦ-1» (ныне ЗБХ).
1959 год — Введена в эксплуатацию линия «Техникум» — «Байкальск».
1961 год — Введена линия до базы оборудования, где она разветвлялась на направления: «Майский вокзал» и «Цемзавод». Интересно то, что кольцо было развёрнуто в другую сторону, а не как сейчас.
1963 год — Соединена линия «ФЗО» — «Майский вокзал», кольцо «ФЗО» заменено кольцом «Сангородок».
1964 год — Введена в строй линия «Байкальск» — «ТЭЦ-9», а также построен гейт на станции Суховская-Южная, где разгружаются новые вагоны и поныне.
1965 год — Введена в эксплуатацию лесная линия до посёлка АЭХК, ныне «Улица Чайковского» — «к/ст 205-й квартал».
1970 год — Построено кольцо «Завод полимеров».
1976 год — Построено кольцо «АЭМЗ».
1987 год — Введена в эксплуатацию линия «ЗБХ» — «ПВД».
1988 год — Введены в эксплуатацию линии «Улица Чайковского» — «Пересечение» и «Социалистическая» — «К/ст 17-й микрорайон».
1989 год — Введена в эксплуатацию линия на улице Коминтерна.
2000 год — Демонтирована линия «ЗБХ» — «ПВД».
2002 год — Демонтирована линия «Майский вокзал» — «Цемзавод».
2016 год — Демонтирована линия «Управление АНХК» — «Завод полимеров».
2018 год — Закрыта к/ст 17 микрорайон
2018 год — Закрытие 10 маршрута
2021 год — Закрытие маршрутов 5,11 без демонтажа линии
2022 год — Линия на к/ст 17 микрорайон демонтирована. Демонтирована КС от выезда из депо в сторону Управления АНХК
Пассажироперевозки
Динамика объёмов перевозок
Подвижной состав
Пассажирский подвижной состав
По состоянию на февраль 2016 года основу линейного парка составляют вагоны 71-605 (71-605А), более известные под названием КТМ-5М3, бортовые № 111, 113—125, 127, 129, 131, 132, 135, 137, 139, 140—142, 144—146, 148, 149, 151—154, 156, 158—168, 170, 172, 174 180, 182.— всего 51 вагон. Также с 2005 по 2007 год парк пополнился вагонами 71-619К, бортовые № 176, 201, 202, 203 и 205. В 2020—2021 годах парк пополнился 6 вагонами 71-619А и 4 вагонами 71-619А-01, прибывшими из Москвы.
Подвижной состав, выведенный из регулярной эксплуатации
До 2015 также были вагоны 71-608К, ранее стоящие на консервации, часть из которых была разобрана, бортовые № 110, 130, 169, 173, 175, 177, 179, 181, 183—188, 190, 192 — всего 16 штук. Летом 2015 года вагоны были утилизированы. Один вагон 71-608КМ 2005 года выпуска исправно нёс службу под бортовым № 112, позже выведенный из регулярной эксплуатации. В 2008 и 2010 году в Ангарск поступили два вагона модели 71-619КТ под бортовыми номерами 207 и 204, также выведенные из регулярной эксплуатации. В связи с поставками последних лет, а также сокращением выпуска вагонов на маршруты, с 2008 года выведены из линейной эксплуатации вагоны РВЗ-6М2. До 2002 года работали также вагоны ЛМ-93, но ввиду сокращения выпуска были законсервированы. В 2007 году 4 вагона были проданы в Комсомольск-на-Амуре, а оставшиеся 8 порезаны в 2011 году. В Ангарске одно трамвайное депо.
СМЕ
С конца 2013 года на маршрутах города в часы пик на линии стали появляться СМЕ. Первой сцепкой оказалась 117+115. Но 5 апреля систему расцепили. В октябре 2014 года СМЕ 117+115 появилась на линии на 2 месяца. В начале 2015 года была расцеплена.
Второй системой стала 174+172, появилась на 5 маршруте 25 ноября 2014 года. Но головной вагон 174 оказался неприемлемым для работы по СМЕ. Позже его заменили вагоном 158. С 19 декабря на 5 маршруте работает сцепка 158+172. С 19.05 2015 На 7 маршрут выходит система 116+156. Но с октября этого же года на линию не выходит.
Перспективы
Согласно корректировке генерального плана города от 2005 года предполагалось построить трамвайную линию, соединяющую центр города с железнодорожным вокзалом. Также высказывались предложения о строительстве линии скоростного трамвая Ангарск — Иркутск. Однако, такой план Большого Иркутска реальных перспектив не имеет.
Согласно генеральному плану протяжённость трамвайных линий в собственно Ангарске должна была увеличиться с нынешних 39,2 км к 2025 до 59,1 км. По состоянию на декабрь 2011 года выпуск вагонов на маршруты изрядно сократился по отношению к 2008 году. Отменена часть рейсов в промзону по маршрутам 1, 4, 5, 7, 10, 11. Развешенные на конечных станциях поминутные графики движения (от 03.10.2011 года) не соблюдаются вообще. На городских регулярных маршрутах 3 и 6 время ожидания может достигать 25-30 минут, что обусловлено как новым графиком, предусматривающим увеличенный интервал движения, так и частыми поломками вагонов с последующим их заходом в депо. В целом состояние Ангарского трамвая крайне плачевное. С 15 ноября 2015 года были закрыты линии от Управления АНХК до Завода полимеров и от Пересечения до ЗБХ. Весной 2016 года линия от Пересечения до ЗБХ возобновила работу, линия от Управления АНХК до Завода полимеров была демонтирована летом 2016 года. Таким образом, начиная с 2000-х гг в Ангарске происходило ухудшение работы трамвайной сети, большинство линий в промышленную зону были ликвидированы.