Фат, Гельмут



Гельмут Фат (нем. Helmut Fath; 24 мая 1929, Урзенбах, Германия — 19 июня 1993, Гейдельберг, Германия) — немецкий мотогонщик, 2-кратный чемпион мира по шоссейно-кольцевым гонкам в классе мотоциклов с колясками, 2-кратный чемпион Германии (1960, 1968).

Спортивная карьера

Гельмут Фат родился в крошечной деревне Урзенбах (в 1973 году она вошла в состав города Шрисхайм) и там же окончил начальную школу, после чего выучился на столяра в Гейдельберге. После Второй Мировой войны Фат работал водителем автобуса на американские оккупационные силы в Гейдельберге, а затем поступил в качестве механика в мотоциклетную фирму Zeiss & Schwärzel. в 1959 году Фат открыл собственную моторемонтную мастерскую.

Параллельно он занимался мотогонками. Получив водительские права, он купил 250-кубовый BMW, в котором начал принимать участие в сольных мотогонках, а в 1948-м впервые стартовал в любительской гонке мотоциклов с колясками в качестве пилота. Первый успех пришёл к Фату в 1952, когда он занял 3-е место на гонке в Лорше. К 1954 году он выиграл ряд локальных соревнований и получил международную гоночную лицензию.

Чемпионский URS #1 Гельмута Фата в мотоспортивном музее при Хоккенхаймринге

В 1954 году Гельмут Фат приобрёл 500-кубовый мотоцикл у известного пилота, вице-чемпиона мира Флориана Каматиаса и сам доработал его, разработав коляску с экстремально низкой посадкой. В 1956 году с напарником Эмилем Ором Гельмут Фат дебютирует в чемпионате мира и в первом же сезоне поднимается на подиум Гран-При Германии, финишировав 3-м. В течение следующих нескольких лет Фат успешно выступает на своём частном BMW; вершиной этого этапа его карьеры становится чемпионский титул, завоёванный в 1960 году вместе с напарником Альфредом Вольгемутом.

1961 год начался для команды с победы на Гран-При Испании, однако уже во второй гонке дуэт не стартовал: Альфред Вольгемут погиб в аварии на внезачетной гонке на Нюрбургринге. Фат получил тяжёлые травмы и за время восстановления вынужден был продать всё гоночное оборудование, включая мотоцикл, чтобы удержаться на плаву.

Эти обстоятельства привели Фата к мысли о создании собственного мотоцикла с коляской, никак не связанного с заводскими производителями. Объединившись с инженерами Питером Куном и Хорстом Овесле, Фат приступил к разработке четырехцилиндрового четырехтактного рядного двигателя с двойным верхним распределительным валом, получившего название URS в честь родного Урзенбаха. Параллельно Фат модифицировал BMW Флориана Каматиаса; эта модификация получила название FCS (Fath Camathias Special).

В 1966 году Фат решился вывести URS на гоночную трассу, стартовав на Гран-При Германии с напарником Вольфгангом Калаухом, но сошёл по техническим причинам. Аналогично прошёл 1967 год: много сходов, ни одного очка. Тем не менее машина выглядела конкурентоспособной: Фат лидировал в Германии и Франции, шёл вторым в Isle of Man TT.

Доработки в области надёжности, сделанные по итогам сезона, позволили Гельмуту Фату завоевать в 1968 году второй чемпионский титул. Это был первый в истории чемпионата титул, который пилот завоевал на мотоцикле собственной конструкции и первый за 15 лет титул, завоёванный не на мотоцикле BMW. Годом позже Фат и Калаух стали вице-чемпионами мира, после чего Фат решил завершить активную гоночную карьеру, продав мотоцикл URS Фридлу Мюнху (мотоцикл получил название Münch-URS). В 1970-м Фат в последний раз стартовал на URS, одолжив его у Мюнха. Интересно, что после ухода Фата пилотом команды Мюнха стал инженер Хорст Овесле, ранее принимавший участие в разработке мотоцикла.

После окончания карьеры

Завершив гоночную карьеру, Гельмут Фат посвятил себя спортивному тюнингу и разработке мотоциклов. Работал он не только с мотоциклами с колясками; в частности, в 1971 году Фат доработал и настроил два мотоцикла Yamaha (в классах 250cc и 350cc) для Фила Рида. В том году Фил Рид выиграл чемпионат в классе 250cc, став первым пилотом одержавшим победу в чемпионате на мотоцикле частной команды. Также в 1971 году Хорст Овесле и Питер Раттерфорд на мотоцикле URS выиграли Чемпионат мира по гонкам на мотоциклах с колясками.

Другой успешной конструкцией Фата стал 500-кубовый двигатель для мотоциклов с коляской; в 1976 году Зигфрид Шауцу и Вольфганг Калаух выиграли чемпионат Германии на мотоцикле ARO с двигателем Фата. Впоследствии Фат занимался доработкой мотоциклов многих известных пилотов — Мартина Виммера, Жана-Франсуа Бальде и других.

Гельмут Фат скончался в 1993 году в гейдельбергской больнице от онкологического заболевания.

Результаты выступлений в Чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам на мотоциклах с колясками

Результаты выступлений на гонке Isle of Man TT