Земский собор 1612 года



Земский собор 1612 года — земский собор (совещание) о защите от агрессии врагов русской земли, управлении государством до избрания Государя, сношений с иностранными странами.

Собор работал в Ярославле, в течение 1612 года и до Земского собора 1613 года, состоя в различное время из трёх главных элементов того времени: духовенства, служилых и посадских людей.

Предыстория

Основная статья Смутное время.

Сборным пунктом Второго народного ополчения был Ярославль. Князь Д. М. Пожарский и “всех чинов люди” от туда отправляет грамоты начиная с 07 апреля 1612 года, в которых, прося у городов материальной поддержки, просят в тоже время прислать к ним “изо всяких чинов людей человека по два по три” “для земского совета” или “совет свой отписали руками”, о том, как в трудное время стоять против врагов русской земли, как ссылаться без царя с иностранными государями и как устраивать впредь государственный порядок. Из грамот видно, что города призывали дать своим выборным инструкции не только об избрании царя, но и об управлении государством до его избрания. В войсках второго ополчения было желание вручить управление государством представителям земщины, а не личному усмотрению немногим избранных вождей. О сборе в Ярославле собора, можно догадываться по документам. В самих грамотах исполнительной власти того времени записано: “по боярскому приговору и совету всей земли”, “по указу всей земли”, “по приговору всей земли”. Данные грамоты указывают, что соборное начало находилось в большом почёте в Земском ополчении 1612 года. В летописях того времени встречаются упоминания, что в Ярославле дела решались “всей ратью” “всеми ратными людьми”, чего нельзя понимать буквально, в связи с тем, что не могла вся масса ополченцев принимать решения, в том числе и дипломатического характера. Также в летописях упомянуты при решении земских и ратных дел духовенство и посадские люди. Боярская дума (Семибоярщина) не могла быть в Ярославле, бояре во главе с Ф. И. Мстиславским сидели в Москве и творили волю поляков, но в рати Д. М. Пожарского оказались два боярина — В. П. Морозов, князь В. Т. Долгорукий и окольничий С. В. Головин. К ним присоединились высшие начальники, так что бояре и воеводы этого ополчения представляли собой “синклит”, и Боярскую думу в расширенном составе. В летописях отражено, что при прибытии в Ярославль князя Д.М. Пожарского, К. Минин созвал “всю рать свою, властей призвав и посадских людей” и обсуждали “какобы земскому делу было прибыльней”, какой политики держаться относительно Швеции и бродячих казаков. Решено послать в Новгород посольство, чтобы уладить нейтралитет шведов, а против казаков воевать. В июле 1612 года снова возникла нужда отправить в Новгород послов по делу о кандидатуре на русский престол шведского принца. Летопись отмечает, что по этому делу: “Московского…. государства народ, митрополит Кирилл и начальники и все ратные люди” писали, что они шведскому королевичу “все рады”, если он примет православие. Данная грамота написана от “всех чинов всяких людей всех городов”. Как известно, на жизнь князя Д. М. Пожарского было совершено покушение в Ярославле. Виновного поймали и, как сообщает летопись, приговорили соборным решением: “всею ратью и посадские люди к пытке и пытав его, он всё рассказал и товарищей своих выдал, и они же повинившись и землёю же их всех разослали по городам и темницам”.

Соборное начало применялось и после освобождения Москвы от поляков. Грамота земского ополчения в Новгород свидетельствует, что в первые две недели ноября 1612 года, после освобождения Москвы от поляков, в Москве уже подумали о созыве Земского собора 1613 года, послав грамоты в Астрахань, Казань, Нижний Новгород, на Север и во все города Московского государства, просив прислать выборных людей по 10 человек, из всяких чинов, для государственных и земских дел.

Историки о Земском соборе

Профессор С. Ф. Платонов, тщательно изучив вопрос, отмечал, что среди подобных общесословных советов крупных северных городов, особенно отличался “Ярославский совет”, который в то время считал себя сосредоточением северных областей. В совете принимали участие представители всех сословий, но историк отмечал, что совет начал работу годом ранее, в 1611 году, приводя в свидетельство ряд грамот и “целовальных записей” того времени: “от всесловных советов в отдельных городах был один шаг до советов нескольких городов и этот шаг был сделан в 1611 году”. Прокопий Ляпунов в грамоте от 31 января 1611 года призывает рязанцев прислать в Нижний Новгород “всяких чинов добрых людей для совета”. В Калугу П. Ляпунов ради той же цели послал своего племянника с дворянами.

Н. И. Костомаров при изучении Смутного времени, говоря об ополчении, сообщал, не указывая на источники, что у князя Д. М. Пожарского было желание окружить себя земским собором, правильно выбранным, который бы имел право решать судьбу всей земли. Другие историки писали, что начальники распоряжались именем земского собора, но отсюда ещё нельзя заключить о действительном существовании при князе Д.М. Пожарском совета выборных от земщины. В Смутное время, до образования 2-го ополчения, зачастую злоупотребляли именем земщины и приписывали дела, в которых она не участвовала. Так земщине приписывают в официальных грамотах выбор на царство князя В.И. Шуйского и королевича Владислава, тогда, как и то и другое было делом немногих имевших тогда власть.