Аэропорт Платов (ИАТА: ROV, ИКАО: URRP) — международный аэропорт Ростова-на-Дону, преемник старого аэропорта на проспекте Шолохова. Расположен в 29 километрах к северо-востоку от Ростова-на-Дону в Аксайском районе Ростовской области, в 15 км к северо-западу от города Новочеркасска (в 4 км к северу от станицы Грушевской, вблизи федеральной автотрассы М-4). Назван в честь казачьего атамана Матвея Платова.
Новый аэропорт Ростова построен в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. Первый в современной истории России построенный с нуля крупный аэропорт, третий по пассажирообороту (после Сочи и Краснодара) в Южном федеральном округе. Для регулярных рейсов аэропорт открыт с 7 декабря 2017 года.
Аэродром допущен к приёму самолётов Airbus A310, Airbus A319, Airbus A320, Airbus A321, Airbus A330, Boeing 737, Boeing 747, Boeing 757, Boeing 767, Вoeing-777, CRJ, Ан-124, Ил-62, Ил-76, Ту-154, Ту-204 и всех более лёгких, а также вертолётов всех типов. Классификационное число ВПП (PCN) 57/R/A/W/T, ИВПП оборудована по II категории ИКАО.
В феврале 2019 года аэропорт получил рейтинг 5 звезд по итогам аудита, проведенного экспертами авторитетной международной рейтинговой организации Skytrax (Великобритания). Такой оценки российский аэропорт удостоен впервые за все время существования рейтинга с 1989 года. В 2019 году аэропорт показал наибольший отток пассажиропотока среди 30 крупнейших аэропортов России, эксперты называют причиной данного падения высокие тарифы аэропорта на обслуживание авиакомпаний.
Название
Портрет Платова на стекле аэропортаИзначально аэропорт имел рабочее название «Южный». В ходе народного голосования, организованного Правительством Ростовской области, победило название «Платов», свыше 15,8 тысяч голосов (40 %), в честь казачьего атамана Матвея Ивановича Платова. Другие варианты — «Ростов-на-Дону» и «Южный» — набрали более 13 тысяч и 11,6 тысяч голосов соответственно. 20 января 2017 года Правительство Российской Федерации официально присвоило аэропорту наименование «Платов».
На третьем этаже аэропорта на стекле выполнен портрет Матвея Платова в своеобразной технике: текстовыми строчками, относящимися к истории его встречи с Наполеоном.
История
Проектирование
Общее проектирование аэропорта выполнил «Аэропроект», проектирование аэровокзала — германская компания «Ассман Бератен + Планен», а архитектурную концепцию для него — британское бюро Twelve Architects и его архитектор Алекс Битус, до этого принимавший участие в проектировании терминала 3 аэропорта Домодедово и башни «Лахта-центра» в Санкт-Петербурге. По словам Алекса Битуса, в основу концепции легла река Дон, её волны и мосты.
Изначально предполагалось строить аэропорт с аэродромом класса А. Впоследстии был запроектирован более скромный вариант — аэродром класса Б с единственной взлётно-посадочной полосой размерами 3600 на 45 метров. Аэровокзал запроектирован площадью 50 000 м², пропускной способностью в 2 тысячи пассажиров в час и 5 млн пассажиров в год, с 9 телетрапами и 10 выходами к перронным автобусам. В проекте также заложена возможность строительства второй ВПП параллельно первой с другой стороны от аэровокзала при возникновении такой необходимости. Кроме того в проекте пассажирского терминала также зарезервирована возможность его расширения в обе стороны с ростом пассажиропотока выше 5 млн человек. Рассчитан на использование большинством типов воздушных судов. Кроме того, запроектировано строительство грузового терминала площадью 5200 м² и стоянки для автомобилей на 2500 машиномест.
Разработкой дизайна интерьеров помещений для бизнес пассажиров занимались два архитектурных бюро — Nefa Architects (зал ВВЛ, концепция «Степь») и студия VOX Architects (зал МВЛ, проект «Солнце. Воздух. Берега»).
Из-за вторжения России на Украину с 03:45 24 февраля по настоящее время введён запрет на все полёты из аэропорта.
Строительство
Строительство аэропорта началось в 2014 году и завершилось в июле 2017 года, а ввод в эксплуатацию и перевод всех рейсов произошел в один день, 7 декабря 2017. Проект строительства был включён в Федеральную программу подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году, а также в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010—2020)». Инвестором строительства и владельцем терминала выступил холдинг «Аэропорты Регионов» (руководитель проекта — Григорий Удинцев).
-
Строительная площадка, май 2015
Из-за вторжения России на Украину с 03:45 24 февраля по настоящее время введён запрет на все полёты из аэропорта.
Инфраструктура
В здании аэропорта имеются:
- Мультимедийная экспозиция, посвященная истории донского казачества.
- Фан-магазин футбольного клуба «Ростов».
- Сувенирные магазины.
Мультимедийная экспозиция
6 декабря 2017 года в зоне ожидания на третьем этаже открылась экспозиция «Платов и его время». Она состоит из пяти мультимедийных элементов, тематически относящихся к атаману М. И. Платову:
- «Дон» — на 14-метровом экране транслируется ролик «Полет над Доном» в разрешении 16K.
- «Вольный юг» — на замкнутом панорамном экране демонстрируются короткие фильмы, посвященные вольной казачьей жизни.
- «Война 1812 года» — картина одного из сражений кампании 1812—1814 годов, оживающая при просмотре через специальный видеоискатель.
- «Сквозь века» — на большом жидкокристаллическом экране демонстрируются интерактивные изображения, посвященные трансформации формы казаков на протяжении нескольких столетий.
- «Фрактальные портреты» — изображения атамана Матвея Платова и фельдмаршала Михаила Кутузова, выполненные на остеклении аэровокзала из различных исторических цитат.
Показатели деятельности
Данные из запроса в Викиданные.
Рекордный суточный пассажиропоток зафиксирован 23 июня 2018 года во время Чемпионата Мира по футболу 2018. В этот день было совершено 212 взлетно-посадочных операций. Максимальный показатель был достигнут в том числе за счёт посадки Boeing 777 c 442 пассажирами на борту, первой в истории аэропорта посадки двухпалубного Boeing 747, а также 17 Airbus-319, 17 самолётов Airbus-320, 8 — Airbus-321, 11 — Boeing 737-800.
За первое полугодие 2018 года пассажиропоток по ряду направлений составил: Екатеринбург — 39 тысяч пассажиров, Сочи — 29 тысяч, Самара — 17,3 тысячи, Анталья — 74 тысячи, Тбилиси — 61,5 тысячи человек, Дубай — 17 тысяч. Больше половины трансферных пассажиров в 2018 году составили пассажиры рейса Тбилиси — Ростов-на-Дону — Москва, на втором месте — Тбилиси — Ростов-на-Дону — Екатеринбург.
За первое полугодие 2019 самыми популярными прямыми направлениями стали: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь, Екатеринбург, Махачкала, Нижний Новгород, Уфа, Самара, Казань, Грозный, Новосибирск. Пассажиропоток рейсов минующих Москву увеличился на 15,7 % по сравнению с первым полугодием 2018 года и составил 356,7 тыс. пассажиров.
Топ-5 авиакомпаний по пассажиропотоку в 2020 распределились следующим образом: 529,7 тыс. человек — «Азимут»; авиакомпания «Аэрофлот» — 365,2 тысячи платовских пассажиров; AZUR Air — 266,2 тыс. пассажиров; S7 — 249,3 тыс. пассажиров; Авиакомпания Smartavia — 132,1 тыс. пассажиров.
Авиакомпания и пункты назначения
Регулярные полёты из аэропорта выполняют более 20 авиакомпаний. Базовый перевозчик аэропорта — авиакомпания Азимут, выполняет рейсы более чем по 20 направлениям.
География полётов весьма широка и охватывает Россию, ближнее и дальнее зарубежье.
Транспортная доступность
Аэропорт связан автодорогой с северным обходом Ростова-на-Дону и федеральной автодорогой М-4 «Дон». Проектировщик ОАО «ГипродорНИИ» в 2013 году предоставил шесть вариантов трассировки автодороги. В итоге была выбрана трасса, которая пройдёт по территории Аксайского и Родионово-Несветайского районов с обходом посёлков Октябрьский и Красный, хуторов Каменный Брод и Камышеваха, общая протяженность составляет 15 932,24 м. Участок от северного обхода Ростова-на-Дону до аэровокзала — 4-полосный (первоначально было две полосы, в августе 2019 года расширили до 4-х полос); участок от М-4 до аэровокзала также 4-полосный. Оба участка полностью освещённые. Построенные участки дорог одновременно сократили и сделали удобным маршрут с М-4 на Таганрог.
Расстояние по автомобильным дорогам до центров крупнейших городов Ростовской области: 26 км до Новочеркасска; 40 км до Ростова-на-Дону; 42 км до Шахт; 46 км до Новошахтинска; 50 км до Батайска; 80 км до Азова; 100 км до Таганрога.
C 2019 года из Ростова-на-Дону в аэропорт организован автобусный маршрут № 700, из Новочеркасска — маршрут № 800.
- Маршрут № 700 отправляется с Привокзальной площади каждые 30 минут с 05:00 до 21:00 и каждый час с 21:00 до 05:00. Время в пути 1 час. Промежуточные остановки: Ворошиловский проспект, Пригородный автовокзал, Старый аэропорт, Аксайский поворот, п. Рассвет, п. Красный Колос.
- Маршрут № 800 отправляется от железнодорожного вокзала Новочеркасска в 6:50, 7:50, 9:10, 14:35, 16:55, 18:50 и 20:55.
Ранее из Ростова-на-Дону в «Платов» следовали автобусы малой вместимости по маршрутам № 285 и 286.
Ранее озвученные планы строительства железнодорожной ветки и запуска «Донского экспресса» не подтвердились. Областной минтранс озвучил планы запуска электрички до аэропорта в 2035 году.
Безопасность
Аэропорт «Платов» является лучшим российским аэропортом с точки зрения транспортной безопасности. Здесь работает наиболее современное оборудование, используемое для досмотра, а показатели безопасности соответствуют требованиям стандартов Европейской конференции гражданской авиации. Для досмотра багажа используются томографы производителя Morpho Detection. Багажный конвейер позволяет осматривать 1800 единиц багажа за один час.
Фотогалерея
-
Здание аэропорта, ноябрь 2017
-
Здание аэропорта вечером, декабрь 2017
-
Стойки регистрации, декабрь 2017
-
Фаншоп ФК «Ростов», декабрь 2017
-
Внутренние помещения, декабрь 2017