Абунданция (лат. Abundantia — «довольство», «изобилие») — древнеримская богиня изобилия, которое древние римляне понимали в контексте продуктового избытка, в первую очередь зернового.
Культ Абунданции тесно связан с богиней жатвы Анноной и на определённых этапах их отождествляли. В античном Риме образ Абунданции запечатлели преимущественно на монетах. На них изображена сыплющая из рога изобилия зерно или колосья женщина. Персонификацию изобилия в виде Абунданции изображали многие известные художники и скульпторы, такие как Рубенс, Ян Брейгель Младший, Ноэль Куапель, Ганс Макарт и другие.
Культ
Культ персонификации богини изобилия Абунданции тесно связан с богиней жатвы Анноной. Вначале этих богинь отождествляли. По мере того, как снабжение Рима перестало зависеть от развития сельского хозяйства в Италии и перешло на поставки из далёких провинций, богинь стали почитать по отдельности. Местом обитания Абунданции в представлениях древних римлян стали порты, в которых выгружали зерно. Возможно поэтому богиню изобилия стали почитать как жену бога реки Нил, в области которой располагались наиболее плодородные поля Римской империи. Богиню урожая и плодородия Цереру относили к спутницам Абунданции. В Метаморфозах Овидия описана легенда происхождения рога изобилия, которым пользовалась Абунданция для одаривания других различными благами. Он, согласно Овидию, возник из утерянного во время схватки с Гераклом рога быка, в которого превратился Ахелой:
Мало того: беспощадной рукой он ломает мой крепкий
Рог, захваченный им, и срывает, чело искажая.
Нимфы плодами мой рог и цветами душистыми полнят,
И освящают, — и он превращается в Рог изобилья», —
Молвил. Наяда тогда, подобравшись, подобно Диане, —
Из услужавших одна, — с волосами, упавшими вольно,
Входит, с собою неся в том самом роскошнейшем роге
Целую осень — плодов урожай в завершение пира.
Абунданция на монетах Древнего Рима
Абунданция на ауреусе Деция ТраянаВ честь Абунданции не воздвигалось ни алтарей, ни храмов. Образ её был запечатлён преимущественно на монетах. На монетах Древнего Рима Абуданция изображалась в виде женщины, сыплющей зерно или колосья из рога изобилия. «Изобилие», представляемое Абунданцией, в первую очередь подразумевало избыток хлеба или зерна. В связи с этим фигуры богини жатвы Анноны и Абунданции схожи. Согласно одному из подходов, в неясных случаях, предпочтительнее описывать фигуру на монете персонифицирующей, как более привычную и чаще встречаемую, Аннону. Другие источники относят к изображениям Абунданции и те случаи, когда имя богини на монете не указано.
Впервые Абунданция явно появилась на монетах Гелиогабала (218—222) с легендой «ABVNDANTIA AVG». Выпуск денег с богиней изобилия могли приурочивать к раздачам дешёвого зерна. Таким образом официальная пропаганда подчёркивала щедрость императора, выражавшуюся в раздаче народу части государственных запасов. Часто она фигурирует с эпитетами «AVG[usti]», «TEMPERORVM» («Августа», «времени»).
После падения Римской империи
Абунданция, как Domina Abundia или Dame Habonde, упоминалась в средневековых сочинениях в качестве остатков языческих культов, являясь ласковым существом, приносящим успех и благополучие.
Персонификацию изобилия в виде древнеримской Абунданции изображали многие известные художники и скульпторы, такие как Рубенс, Ноэль Куапель, Ганс Макарт и другие.
В честь Абунданции назван астероид (151) Абунданция, открытый в 1875 году. Выбор имени связан с большим количеством открытых космических тел между Марсом и Юпитером в 1870-е годы, которые как бы «высыпали из рога изобилия».