Экология Азербайджана



Экология Азербайджана — экологическая ситуация в Азербайджане. К государственным экологическим организациям относятся Министерство экологии и природных ресурсов, а также Государственное агентство по альтернативным и возобновляемым источникам энергии.

Биоразнообразие Азербайджана

Наличие благоприятных физико-географических условий, а также 9 природно-климатических зон из существующих 11 обуславливает разнообразие растительного и животного мира Азербайджанской Республики. 64 % видового состава растений Кавказа приходится на долю Азербайджана, и насчитывает свыше 4500 видов. На территории республики обитают 97 видов млекопитающих, 357 видов птиц, около 100 видов рыб, 67 видов и подвидов амфибий и рептилий, около 15 тысяч видов насекомых, 1 вид круглоротых животных. В целом, в стране насчитывается 18 тысяч видов фауны.

На территории Азербайджана находятся месторождения свыше 155 видов полезных ископаемых: золото, ртуть, медь, свинец, цинк, облицовочные камни, опилки, цементное сырьё, строительные камни, пемза, вулканический пепел, глина, гравий, строительный песок, гипс, ангидрид, перлит, обсидиан, вермикулит, цветные камни (агат, оникс, пефритоид и др.) и так далее. Также здесь находятся пресные подземные и минеральные воды.

Красная книга

Впервые Красная книга Азербайджана была издана в 1989. В книгу занесены более 100 видов представителей животного мира и 140 видов растений.

В то же время, 4 вида млекопитающих, 8 видов птиц, 1 вид рыбы, 3 вида амфибий и рептилий, 8 видов насекомых и 27 видов растений были занесены в «Красную книгу Азербайджанской Республики» и начиная с 1990-х годов находятся под защитой государства.

Состояние и охрана окружающей среды

Охрана окружающей среды в республике ведется на основе контроля качественных и количественных показателей естественных элементов (земля, вода, воздух, земное покрытие, растительный и животный мир) и организации рационального использования природных ресурсов.

Охрана атмосферного воздуха

Естественное загрязнение атмосферного воздуха на территории Азербайджанской Республики происходит в связи с извержением грязевых вулканов, выветриванием горных пород, лесными пожарами, сильными ветрами и другими событиями. В результате извержения вулканов в атмосферу выбрасывается пепел и другие вредные газы, что служит причиной увеличения количества углерода на нижнем слое атмосферы, оказывая отрицательное влияние окружающей среде.

Загрязнение воздуха антропогенным путем связано с деятельностью промышленных предприятий и автотранспортных средств. В городах промышленные предприятия, транспорт, отопительные системы в атмосферу выбрасывают огромное количество вредных газов и пыли.

Недостаточное внимание к охране атмосферного воздуха во время эксплуатации материальных ресурсов, несоответствие экологическим требованиям эксплуатируемых технологических сооружений и оборудования, их физический износ, нерациональное использование или неиспользование очистительных сооружений, допуск неисправных автомобилей к эксплуатации интенсивнее загрязняют атмосферный воздух. В результате в крупных городах каждый год в атмосферу выбрасываются сотни тонн таких загрязняющих веществ как пыль, сажа, окись углерода, окись азота, углеводород, сера, хлор, формальдегиды.

Очистительные сооружения не используются, или же находятся в неисправном состоянии. Инертные вещества, такие как цемент, песок, щебень хранятся в открытом виде на предприятиях. Это в ветреные дни служит причиной выброса пыли в атмосферу. В обработке жидкого газа мало используются ароматические углеводороды. Очистка жидкого газа от серы, парафина и других смесей не соответствует требуемым нормам, что увеличивает количество отходов, выбрасываемых в атмосферу.

Отсутствие предприятий по производству очистительных сооружений отрицательно влияет на охрану атмосферного воздуха. Невылавливание выделяемых ориентировочных газов во время нефте- и газодобычи является причиной выброса в атмосферный воздух огромного количества углеводородов.

Основные предприятия, загрязняющие атмосферный воздух в Азербайджанской Республике - предприятия нефтедобычи и нефтепереработки, химической промышленности, энергетики, транспорта, производство строительных материалов, черная и цветная металлургия, расположенные в основном в Баку, Сумгайыте, Гяндже, Мингечевире и Ширване. Данные предприятия выбрасывают в атмосферу угарный газ, окись азота, соединения серы, углеводорода, устойчивые органические загрязнители.

В результате приостановления деятельности ряда промышленных предприятии и уменьшения их производственной мощности в 1990-ые годы количество вредных веществ, выбрасываемых из стационарных источников, уменьшилось. Общее количество отходов, выбрасываемых в атмосферу из стационарных источников в 1990 году составило 2,1 млн. тонн, в 2005 году – 557, 9 тыс. тонн.

Увеличение количества автотранспортных средств в Баку резко увеличило количество вредных выбросов в атмосферу от мобильных источников, и составило 47% общих выбросов. В сравнении с 1990 годом в 2005 году выбросы из стационарных источников уменьшились на 74,0%, из подвижных источников - более, чем на 33%.

Ещё одним фактором являются сильные морские ветра, и незащищённость городов от них. При сильных северо-западных ветрах в Баку в 6 - 8 раз увеличивается содержание пыли в воздухе.

Деятельность в области охраны атмосферного воздуха регулируется законом Азербайджанской Республики “Об охране атмосферного воздуха” (2002 г.). Оценка качества воздуха производится в трех направлениях: мониторинг промышленных отходов, мониторинг фоновых отходов, мониторинг воздуха в населенных пунктах. С этой целью в восьми городах страны установлены 26 наблюдательных станций. Согласно анализу полученных сведений из 16 ингредиентов установлено наличие в воздухе превышения допустимого количества угарного газа, фурфурола, пыли и сажи.

В 1995 году Азербайджан присоединился к рамочной Конвенции ООН по климатическим изменениям, в 1997 году - к Конвенции Киото, в 2002 году к международной конвенции по трансграничному загрязнению воздуха на больших расстояниях.

К 2030 году Азербайджан взял на себя обязательство сократить выбросы парниковых газов внутри страны на 35 процентов.

Защита от загрязнения промышленными и твердыми бытовыми отходами

Недостаточное использование промышленных отходов, образованных в предприятиях республики, наряду с экономическими потерями, также служат причиной нанесения вреда окружающей среде. Промышленные и бытовые отходы загрязняют значительную часть земельных участков, пригодных для сельского хозяйства, отрицательно влияют на атмосферу, водные и растительные ресурсы. С целью предотвращения этого для захоронения таких отходов созданы полигон “Ахтарма” Государственной Нефтяной Компании Азербайджанской Республики, полигон пестицидов Министерства Сельского Хозяйства, полигон “Саранджа” компании “ВР” и полигон для захоронения отходов с содержанием ртути, расположенный недалеко от города Сумгайыт.

По статистическим данным в 2004 г. общее количество производственных и служебных отходов в предприятиях и организациях составило 2315, 6 тыс. тонн. В 2005 г. из 12,8 тыс. тонн отходов, образованных в предприятиях и организациях, всего 0, 04 тыс. тонн были обезврежены. 95% этих отходов собраны в предприятиях Государственной Нефтяной Компании, а остальные - Государственной Компании “Азеркимйа”, Акционерного Общества Открытого Типа “Азернефткимйамаш”, а также в частных организациях. Отходы, не используемые в самих предприятиях и организациях, для повторной обработки и обезвреживания, хранения или захоронения передаются другим предприятиям. Из 4061 предприятий в стране отходы 3699 из них хранятся в общем полигоне, а 49 в других местах. В 2004 г. уничтожены или перевезены на мусорные участки или другие пункты сбора 2044, 7 тыс. тонн отходов.

В посёлке Балаханы, где располагалась огромная свалка, куда свозился мусор со всех районов города Баку, в 2012 году были введены в эксплуатацию два завода по сортировке и сжиганию твердых бытовых отходов.

Действует йодобромный завод «АзерЙод», от деятельности которого осуществляются выбросы загрязняющих веществ, в результате чего подвергаются загрязнению атмосфера, почвы, воды Нефтечалинского района. Вследствие утечки из трубопровода сырьевого раствора происходит засоление почв. Отходы сбрасываются непосредственно в водный канал длиной 5 км. По Миль-Муганскому коллектору отходы сбрасываются непосредственно в Каспийское море. Под действием ветра после высыхания текучих отходов соль разносится на большую территорию. Загрязнение приводит к гибели урожая. В канале значительно уменьшилась численность рыб.

Миль-Муганский коллектор принимает сточные воды различных промышленных предприятий.

По подсчётам, в 2004 г. в Азербайджане было произведено 8,2 млн. м3 бытового отхода (на каждого человека в среднем в год 277,4 кг).

Защита от загрязнения радиоактивными отходами

Хотя на территории республики радиоактивные рудники, ядерное оружие и полигоны для их испытаний, АЭС не имеются, в результате деятельности предприятий нефтедобычи и нефтехимии примерно 150 млн. м загрязненных земель радиоактивными отходами дошло до такого состояния, что возникла необходимость их дезактивации и захоронения.

Установлено, что на территории г. Баку имеются участки, зараженными радионуклеидами с уровнем облучения 120–3000 мкр/час. На производственных участках Бакинского Йодового Завода собрано примерно 45–50 тыс. тонн активированного угля, насыщенный радиоактивными изотопами. Обезвреживание этих отходов пока еще не нашло своего решения.

Охрана вод

см. также Воды Азербайджана

В связи с тем, что территория Азербайджанской Республики расположена на выходе речной транзитной системы Юго-Восточного Кавказа, с территорий соседних государств сюда входят слишком загрязненные воды. Реки Кура и Аракс и их притоки, а также ряд водохранилищ серьезно загрязняются бытовыми и промышленными отходами, выпускаемыми из городов Грузии: Тбилиси, Рустави, Боржоми, Хашури, Ахмето, Телави, Синори, Си-танехи, Казарети, Храм и др., из городов Армянской Республики: Гюллидере (Берд), Инджедере (Иджеван), Делиджан (Дилиджан), Алавар (Алаверди), Килсакенд (Кировакан), Гафан, Гачаран (Гаджаран) и др.

Реки, больше всего подвергшиеся загрязнению - Аракс и ее притоки (Арпачай, Охчучай, Баситчай, Базарчай), Кура и ее притоки (Агстафачай, Га-сансу, Товузчай, Джогазчай, Ганых, Габырры и др.).

В реки каждый год вытекает 600 – 700 млн. м3 загрязненной воды из 80 городов, районных центров и поселков. Лишь в 35 из них существует канализационная сеть, в 9 механические, в 15 - водоочистительные сооружения. Эти сооружения были построены в советское время. В Бакинском заливе Каспийского моря и на берегу Сумгайыта в акватории нефтедобычи количество нефтепродуктов и фенолов значительно выше нормы (в 10 - 18 раз).

Мониторинг загрязнения подземных вод ведется на более, чем 1500 наблюдательных пунктах (колодцы, родники, кягиз и другие), расположенных в предгорье и на равнинах республики. Согласно результатам мониторинга локальных участков (г. Гянджа, вокруг Гянджинского глиноземного комбината, вокруг станций метро “Нефтчиляр” и “Азизбеков” в г. Баку) в подземных водах и на оросительной территории Карабахской равнины в грунтовых водах установлено превышение в несколько раз допустимой нормы количества фенолов, нефтепродуктов, кислотных жиров, нитратов и нитридов. В Самур-Гусарчайском, Ганых-Айричайском, Ленкоранском и Гянджа-Газахском равнинах в подземных водах количество нитридов и аммиака выше допустимого уровня соответственно в 2,0 – 3,0 и 5,0 – 12,0 раз.

Увеличение населения и улучшение уровня жизни вместе с введением новых производственных участков увеличили потребность в воде, что увеличило нагрузку на систему водоочистительных сооружений. Ежедневная мощность водоочистительных сооружений, используемых в республике, составляет 1288 тыс. м3, мощность оборотных водных систем - 1628 тыс. м3.

В 483 селах 26 районов страны действуют локальные очистные сооружения.

Охрана земель

На 3 741 тыс. га территории республики происходит процесс разного рода опустынивания. Основной причиной этого является водная эрозия (34,3%), ирригационная эрозия (3,2%), ветряная эрозия (4,3%). На Кура-Араксинской низменности, Абшеронском полуострове и на терртории Нахчыванской АР, обладающими аридным и полуаридным климатом, и где больше всего развито сельское хозяйство этот процесс в последние десятилетия ускорился. В результате земли, подвергшиеся опустыниванию, в последние 30 лет достигли размера от 36% до 43,3% (3 741 тыс. га). 1520,6 тыс. га (17,6%) из них подверглись слабой, 881,3 тыс. га (10,2%) – средней и 1339,2 тыс. га (15,5%) сильной эрозии. На начало 2002 года 665 тыс. га оросительных земель подверглись засолению, 480 тыс. га превратились в солончаки. Уничтожение растительности по причине недостатка энергии, интенсивная пастьба, несоответствие ирригационных систем необходимым требованиям, земледелие без соблюдения правил, несоблюдение правил агротехники и другие причины ускоряют процесс опустынивания. В деградации земель самое острое положение наблюдается на Абшеронском полуострове. В результате нефтедобычи за период более ста лет без учета экологических факторов значительная часть земельных участков загрязнена нефтью.

Происходит загрязнение земель тяжелыми металлами. Их количество по номеру Кларка по свинцу в 8, по кадмию - 3, по никелю - в 2, по цинку - в 50–60, по меди - в 10 раз больше. Причиной загрязнения земель тяжёлыми металлами является эксплуатация залежей полезных ископаемых. В республике имеется более 30 тыс. га загрязнённых земельных участков, из них 7–8 тысяч га загрязнены нефтью.

В загрязнении земель также серьезную роль играют твердые промышленные и бытовые отходы. Они образуются в том числе благодаря деятельности Гянджинского глиноземного завода, Дашкесанского рудообогатительного комбината, Сумгайытского трубопрокатного завода, а также ряда промышленных предприятий строительных материалов.

ГНКАР производится расчистка и восстановление загрязнённых нефтью и нефтепродуктами земель. За период с 2006 по 2021 год очищено 2 436 гектар.

Охрана растительного покрова

Лесные массивы занимают 11,8% территории страны. В охране растительного покрова основное место занимает охрана лесов. С целью охраны и защиты лесов, их восстановления и развития производятся поставки семян, выращивание посевных материалов, создание новых лесных массивов, восстановление, охрана и защита лесов, борьба с лесными пожарами и рациональное использование лесной продукции.

В соответствии с Национальной Программой восстановления и увеличения лесов в 2003– 2008 годы на площади 69 700 гектар запланированы меры по восстановлению лесов (посадка новых лесов – 44 700 га, меры помощи на естественное восстановление – 25 000 га ). 14 300 га из них предусмотрены на территориях, не входящих в лесной фонд (у автомобильных и железных дорог, в долине рек Кура и Аракс, на берегах водоемов и Каспийского моря).

Согласно Национальной Программе в 2003 году на участке 8 721 га, в 2004 году на участке в 9 126 га проведены посевные работы и меры помощи естественному восстановлению. В 2005 году на участке в 1 676 га произведена работа по посадке новых лесов. На территориях, подвергшихся опустыниванию размером 584 га посажены деревья и зеленые массивы. В 2003 году выращено 32 млн. посевных материалов, в 2004 г.- 40 млн.

Состояние лесов Азербайджана требует проведения более рациональных, эффективных и целенаправленных мер охраны. В период СССР в результате вырубок в лесах в год заготавливалось 300 – 350 тыс. м3 древесины (в том числе 60 – 70 тыс. м3 для работ).

Численность площади равнинных лесов и их низкая уплотненность не дает возможность проведения вырубок леса в большом объеме. 80% горных лесов находится на горных склонах с наклонностью более 30° и на этих участках есть опасность эрозии. Заготовка древесины здесь послужила причиной разрежения лесов. В результате экономических проблем переходного периода, военной агрессии со стороны Армянской Республики площадь лесов сократилась, санитарное и фитосанитарное состояние их ухудшилось.

В районах Азербайджана продолжаются незаконные вырубки лесов на территории лесничеств. Борьбой с вырубками занимаются департамент развития лесного хозяйства, департамент биоразнообразия и охраняемых природных ресурсов Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана.

ГНКАР за период деятельности посажено 1 млн. деревьев.
В 2021 году Министерством экологии и природных ресурсов посажено 2 млн. деревьев.

Охрана животного мира

В республике исчезли тигр, лев, возникла опасность исчезновения потомства леопарда, джейрана, косули, лани, муфлона, турача. В результате организации государственных заповедников, усовершенствования правил охоты, охранных мер увеличилось количество некоторых животных. В Ширванском заповеднике и Ширванском Национальном Парке существует стадо джейранов, в Загатальском и Гёйгёльском государственном заповедниках - кавказской благородной лани и горных козлов. Запрещена охота на волка.

Запрещена ловля осетровых. В рамках охраны и увеличения популяции рыб реализуется проект по увеличению их естественной популяции. С этой целью выращиваются и выпускаются в водохранилища мальки рыб. В рамках проекта «Богатые бассейны» за период с мая 2020 года по октябрь 2021 года было выпущено 3 млн. мальков рыб различных видов. В 2021 году в Куру выпущено более 550 000 мальков осетровых.

С началом сезона нереста рыб объявляется мораторий на вылов рыбы. Период длится с 1 мая по 1 сентября.

Принят перечень запрещённых средств для вылова рыбы.

Особо охраняемые природные территории и объекты

С целью сохранения природного наследия страны на ее территории действуют на январь 2022 года 10 национальных парков, 10 природных заповедников и 24 природных заказника.

В 90-е годы XX века Сарсангское водохранилище сыграло важную роль в экономике республики, орошая фактически 78 000 га земли.

Экологическая политика страны

Экологическая политика необходима для реабилитации окружающей среды и обеспечения безопасности окружающей среды. Для достижения положительных результатов в сфере оздоровления экологического положения был принят ряд законов об Охране окружающей среды, Экологической безопасности, Радиационной безопасности населения, Производственных и бытовых отходах, Мире животных, Гидрометеорологической деятельности, специально охраняемых территориях природы, охране атмосферного воздуха, охране природы и природопользовании, водоснабжении и сточных водах.

Предоставление услуг Министерства экологии и природных ресурсов в электронном виде имеет важное значение с точки зрения эффективности межведомственного согласования.

Быстрое развитие всех секторов экономики привело к усилению негативного воздействия человеческой деятельности на окружающую среду и экстремальной эксплуатации природных ресурсов. Правительство планирует очистить загрязненные территории в стране; увеличение площади, покрытой лесами; сохранение биоразнообразия; защита морской среды Каспийского моря; уменьшение негативных последствий изменения климата, модернизация систем гидрометеорологического наблюдения и сети мониторинга; повышение уровня экологической осведомленности населения.

2010 год был объявлен Годом экологии указом президента Азербайджана. В течение года проводились мероприятия в рамках соответствующих государственных программ, создавались электронные ресурсы по различным областям. Азербайджан был присоединен к различным международным конвенциям по охране окружающей среды. Основными международными сотрудниками Азербайджана в области охраны окружающей среды являются ГЭФ, Всемирный банк, ПРООН, ЕС, Германия, Япония, США, Великобритания, Швейцария и Турция.

В ноябре 2012 года в столице в выставочном комплексе Baku Expo Center прошла третья международная выставка в области охраны окружающей среды «Каспий: технологии для окружающей среды» — CTE-2012. В СТE-2012 принимали участие 60 компаний из Азербайджана, Бельгии, Германии, Израиля, Турции, Франции и других стран.

В 2016 году в Азербайджане побывали члены Миссии по исследованию фактов Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). В ходе визита была принята Резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) № 2085 об использовании воды жителями приграничных районов Азербайджана.

В ноябре 2017 года в выставочном комплексе Baku Expo Center была проведена VIII Международная выставка в области охраны окружающей среды Caspian Ecology. В мероприятии принимали участие 53 компании и государственные структуры из 7 стран мира.

Соответствующие меры были приняты в рамках «Национальной стратегии по защите и устойчивому использованию биоразнообразия в Азербайджанской Республике на 2017 – 2020 годы». Указом Президента от 26 сентября 2018 года был создан Национальный парк Гызылагач и создан первый биосферный заповедник в Загатала-Балаканском регионе.

Согласно статистическим данным 2018 года, площадь, покрытая лесом, составляет 12 % территории страны. В 2002—2018 годах в стране было проведено 152 400 га лесонасаждений, посажено 96 445 миллионов деревьев.

Используются новые технологии в области гидрометеорологии. Количество автоматизированных метеорологических станций достигло 68.

В 2014 – 2018 годах был принят ряд новых законов, направленных на улучшение законодательства в Азербайджане и приведение действующих нормативных правовых актов в соответствие с положениями международных договоров, в том числе законодательства ЕС, и внесение поправок в существующие законы. Законодательство в основном охватывало такие области, как атмосферный воздух, водные ресурсы, бытовые и промышленные отходы, водные биоресурсы, сохранение биоразнообразия.

В 2018 году с целью экологической реабилитации нефтяных и нефтезагрязненных территорий, был реализован ряд государственных проектов, таких, как «Улучшение экологического состояния загрязненных сточных вод бывшего завода Йодбром в Сураханском районе и восстановление ландшафта»; "Восстановление экологического состояния прудов Чухурдера и восстановление ландшафта на территории международного аэропорта Гейдара Алиева; «Инвентаризация и оценка загрязненных почв на Апшеронском полуострове» и другие.

В 2011 – 2018 годах был принят ряд законов по совершенствованию природоохранного законодательства, утверждены нормативные правовые акты, в том числе законодательство о рыболовстве и развитии аквакультуры. В 2018 году вступил в силу Закон об оценке воздействия на окружающую среду, и был принят Закон об улучшении процесса экологической экспертизы.

Государственные экологические программы

  • «Национальная стратегия по защите и устойчивому использованию биоразнообразия в Азербайджанской Республике на 2017 – 2020 годы»;
  • Концепция развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее»;
  • План действий на 2016—2018 годы на территориях, охваченных Министерством экологии и природных ресурсов Азербайджанской Республики приказом Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджанской Республики от 16 декабря 2016 года № 858 в рамках концепции развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее» План "был утвержден;
  • «Программа действий по исследованию и снижению риска появления радона в Азербайджанской Республике на 2014—2018 годы»;
  • «Национальная программа социально-экономического и социально-экономического развития в Азербайджанской Республике (2003 – 2010 годы)»;
  • «Национальная программа по воспроизводству и улучшению лесов в Азербайджанской Республике»;
  • «Государственная программа по эффективному использованию летних пастбищ и лугов в Азербайджанской Республике и предотвращению опустынивания (2004 – 2010 годы)»;
  • «Национальная программа развития гидрометеорологии в Азербайджанской Республике (2004 – 2010 годы)», Национальная стратегия и план действий по сохранению и непрерывному использованию биоразнообразия в Азербайджанской Республике (2006 – 2009 годы);
  • «Комплексный план действий по улучшению экологической ситуации в Азербайджанской Республике на 2006 – 2010 годы»;
  • Государственная программа эффективного использования и освоения месторождений природного камня на Апшеронском полуострове (2003 – 2006);

ОАО «Темиз шехер»

В марте 2009 года приступило к своей деятельности ОАО «Темиз шехер», созданное на основании распоряжения «О совершенствовании управления бытовыми отходами в городе Баку», подписанного президентом АР Ильхамом Алиевым. Основные задачи компании — осуществление ряда важных проектов в сфере создания правильной системы управления твердыми бытовыми отходами, производство новых продуктов из бытовых отходов в результате вторичной переработки, получение электрической энергии от процесса сжигания на заводе бытовых отходов, решение существующих экологических проблем. Создание произведений искусства из бытовых отходов также является одной из задач программы. Равным образом, ОАО «Темиз шехер» проводит в жизнь социальные и культурные проекты, призывая население правильно обращаться с твердыми бытовыми отходами и вносить свой вклад в защиту окружающей среды.

Балаханский завод по сжиганию твердых бытовых отходов

Действует Балаханский завод по сжиганию твердых бытовых отходов. Решение о строительстве завода было принято в соответствии с Планом комплексных мероприятий по улучшению экологической ситуации в Азербайджанской Республике на 2006—2010 годы, утвержденным Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 28 сентября 2006 года. Мощность завода составляет 500 тысяч тонн в год. Ежегодно завод производит 231,5 млн. кВт/ч электроэнергии. Завод является одним из крупнейшим предприятий по переработке отходов в странах Восточной Европы и СНГ. Он относится к четвертому поколению заводов по утилизации отходов и соответствует местным и европейским стандартам защиты окружающей среды.

Вокруг завода посажено 14 000 деревьев для создания защитной полосы.

Проект по реабилитации озер Абшерона

В рамках Госпрограммы по улучшению экологической ситуации были даны указания по реабилитации 9 озер Апшеронского полуострова (Бёюк-Шор, Зых, Ходжасан, Гырмызы, Пута, Гу, Бинагади, Забрат, Бюльбюля). Проект был начат с озера Бёюк-Шор. Реабилитация озера и его побережья была необходима в связи с проведением Европейских Игр «Баку-2015». Непосредственная близость к Олимпийскому стадиону, где проводилось мероприятие, и тот факт, что он является самым большим озером Апшеронского полуострова стали основными критериями в выборе данного озера для проведения первых очистительных работ. Первый этап двухэтапной комплексной реабилитации был завершен в мае 2015 года. В результате, озеро было разделено на две части дамбой высотой в 1570 м. В одной из частей была возведена дамба протяженностью 1850 м для предотвращения загрязнения нефтяными отходами от древних нефтезалежей Балаханы. Уровень загрязнения озера значительно снизился, сократился объем канализационных вод, стекающихся в озеро. На сегодняшний день выполняется очистка дна озера от отходов, образовавшихся в течение многих лет. В дальнейшем предусмотрена полная ликвидация очагов загрязнения озера и превращения территории в места отдыха.

Международное сотрудничество

В 2015 году, на 21-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в городе Париж был подписан Парижский договор о глобальном изменении климата на период после 2020 года. Парижское соглашение направлено на усиление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте усилий по достижению устойчивого развития посредством расширения осуществления Конвенции.

Министерство экологии и природных ресурсов сотрудничает с такими организациями, как ООН (Программа ООН по окружающей среде), НАТО, Глобальный экологический фонд, Европейская организация экономического сотрудничества и развития, Организация экономического сотрудничества, Всемирный банк, Азиатский банк, Всемирный фонд дикой природы, Организация промышленного развития (UNİDO), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (FAO), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирный фонд природы (WWF) и другие.

На сегодняшний день Азербайджанская Республика присоединилась к 21 конвенции и подписала соответствующие протоколы.