Ильясов, Илья Имранович



Илья (Ислам) Имранович Ильясов (род. 7 июня1937, Москва) — советский и российский психолог, доктор психологических наук, специалист в области психологии образования, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, автор учебных пособий по педагогической психологии. В 1995—2004 — заведующий кафедрой педагогической психологии и педагогики факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

Биография

Илья Ильясов является выходцем из сел. Ахты, Ахтынского района Дагестана. По национальности лезгин. Закончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (1967) и факультет английского языка Московского государственного института иностранных языков им. М.Тореза (1965). В 1985—1987 — Председатель московского отделения Общества психологов СССР. В 2000 г. присвоено звание «Заслуженный профессор МГУ».

Специалист в области педагогической психологии. Тема кандидатской диссертации была посвящена проблемам экспериментального формирования навыков пространственного восприятия объектов, работа была выполнена под руководством В. Я. Дымерского (1973). Тема докторской диссертации Ильясова: «Структура и формирование процесса учения» (1988). И. И. Ильясов разработал обобщенную модель структуры процесса учения, описал учение как деятельность субъекта, выделил систему факторов эффективности учения и систему условий формирования общих учебных умений, изучил роль практических действий в познавательном развитии и усвоении учебного материала.

И. И. Ильясов преподает в МГУ им. М. В. Ломоносова и других вузах курсы педагогической психологии, методики преподавания психологии, спецкурсы по теории учения в отечественной и зарубежной психологии, диагностике и формированию общих учебных умений.

И. И. Ильясов подготовил 19 кандидатов наук.

Основные публикации

Монографии

  • Структура процесса учения. М., 1986.
  • Система эвристических приемов в решении задач. М., 1992.

Учебники и методические пособия

  • Практикум по педагогической психологии (в соавт.). М., 1979;
  • Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. (в соавт.) Т.I. (1980), Т.2 (1981);
  • Организация совместной работы студентов. (в соавт.). М., 1981.
  • Научная работа студентов. (в соавт.). М., 1986;
  • Проектирование курса обучения по дисциплине в вузе. (в соавт.). М., 1994.