94-й истребительный авиационный полк (Югославия)



94-й истребительный авиационный полк (сербохорв. 94. lovački puk / 94. ловачки пук) — авиационный полк, участвовавший в составе советских и югославских ВВС во Второй мировой войне. Образован в 1944 году как 111-й истребительный авиационный полк (сербохорв. 111. vazduhoplovni lovački puk / 111. ваздухопловни ловачки пук), обучался инструкторами из советских ВВС.

История

111-й истребительный авиационный полк

111-й истребительный авиационный полк образован 25 декабря 1944 года в Нови-Саде из югославских партизанских лётчиков и советских инструкторов 117-го гвардейского истребительного авиационного полка. Участвовал в заключительных операциях по освобождению Югославии, базировался на аэродромах Нови-Сад, Купусина и Сомбор. Был оснащён истребителями Як-1М.

С мая 1945 года стал независимым от советского командования, служил на аэродроме Скопски-Петровац под Скопье. С 1945 года на вооружении 111-го истребительного полка были истребители Як-3, с 1948 — Як-9. В 1948 году переименован в 94-й истребительный авиационный полк.

94-й истребительный / истребительно-бомбардировочный авиационный полк

После переименования полк получил 111-й номер. В 1959 году он был выведен из состава 39-й авиационной дивизии и перешёл под подчинение 3-му авиационному командованию. К 1952 году вместо истребителей Як на вооружении полка были американские F-47D Thunderbolt, а он тогда носил имя 94-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк (сербохорв. 94. lovačko-bombarderski avijacijski puk / 94. ловачко-бомбардерски авијацијски пук). В 1954 году на вооружение были приняты новые реактивные истребители-бомбардировщики Republic F-84 Thunderjet, а в 1959 году их заменили истребители F-86E Sabre. В том же году полк снова стал истребительным.

В 1961 году по плану реорганизации югославских ВВС «Дрвар» две эскадрильи полка стали 122-й и 123-й истребительными. В 1964 году согласно плану «Дрвар-2» полк был расформирован вместе со 122-й истребительной эскадрильей, а 123-я стала отдельной эскадрильей, подчинявшейся прямо 1-му авиационному корпусу.

В составе

  • 11-я истребительная авиационная дивизия (1944–1945)
  • 1-я авиационная дивизия (1945–1947)
  • 5-я авиационная дивизия (1947–1948)
  • 39-я авиационная дивизия (1948–1959)
  • 3-е авиационное командование (1959–1964)

Предыдущие наименования

  • 111-й истребительный авиационный полк (1944—1948)
  • 94-й истребительный авиационный полк (1948—1952)
  • 94-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк (1952—1959)
  • 94-й истребительный авиационный полк (1959—1964)

Командный состав

Командиры

Политруки

Авиапарк

  • Як-1М (1944–1948)
  • Як-3 (1945–1948)
  • Як-9П (1948–1952)
  • F-47D Thunderbolt (1952–1954)
  • F-84G Thunderjet (1954–1959)
  • F-86E Sabre (1959–1964)