Юноша и смерть



Юноша и Смерть (фр. Le Jeune Homme et la Mort) — одноактный балет в 2 картинах на музыку «Пассакальи» Иоганна Себастьяна Баха. Идея и либретто Жана Кокто, хореография и постановка Ролана Пети.

Либретто

Основой балета послужило стихотворное либретто Ж. Кокто:

Юноша в студии — в одиночестве, ожидая.
Входит Девушка, она — причина его отчаяния.
Он устремляется к ней. Она его отталкивает. Он молит её.
Она его оскорбляет, высмеивает и убегает. Он кончает с собой.

Комната исчезает. Остается только тело повесившегося.
С крыш спускается Смерть в бальном платье.
Она снимает свою маску: это — Девушка.
Она закрывает маской лицо своей жертвы.

Вместе они удаляются, теряясь среди крыш.

История создания

По воспоминаниям Ролана Пети, первоначальный толчок к созданию спектакля ему дал Борис Кохно. Он предложил хореографу поставить одноактный балет на танцовщика руководимой Пети труппы «Балет Елисейских полей» Жана Бабиле и подсказал обратиться за либретто к Жану Кокто.

Кокто сходу сымпровизировал сюжет, а также показал Пети наметки будущей пластической характеристики героев. Ему же принадлежала идея музыкального и декорационного оформления балета.

Музыка

В пору создания «Юноши и Смерти» Кокто искал новый принцип взаимодействия музыки и сцены, отличный от бытовавшего в традиционном балетном театре. Он предоставил Пети право использовать в работе любую музыку, впоследствии предполагая заменить её на другую.

Пети ставил под популярную джазовую песню «Фрэнки и Джонни». Перед премьерой Кокто решил, что спектакль должен идти в сопровождении классической музыки. В итоге к уже законченной постановке был подобран новый музыкальный ряд — «Пассакалия» Баха в оркестровке Респиги. Причем готовая хореография накладывалась на «Пассакалию» чисто механически, без синхронизации звуковых и пластических акцентов.

Существует легенда, согласно которой на премьере авторы балета неожиданно поняли, что сценическое действие может не уложиться в протяженность «Пассакалии» и стали торопить исполнителей. Этот миф опроверг Пети. Он указал, что одной из причин выбора Пассакалии явилось как раз то, что она идеально подходила по длительности.

Первоначально Кокто предполагал использовать в качестве музыки балета попеременно «Пассакалию» и увертюру к опере В. А. Моцарта «Волшебная флейта», но этот замысел осуществлен не был.

Декорации и костюмы

Концепцию оформления балета разработал Кокто. Задник первой картины по его плану исполнил Жорж Вакевич. У авторов не было средств для производства сложной декорации ночного Парижа для второй картины, поэтому они использовали готовую декорацию из фильма «Мартин Руманьяк» (её автором был также Вакевич).

Костюм Юноши в оригинале представлял собой простую репетиционную одежду исполнителя. Платье Смерти сшила Каринская по эскизу К. Берара.

Сценическая жизнь

Балет Елисейских полей

Премьера прошла 25 июня 1946 года на сцене Театра Елисейских Полей

Действующие лица
  • Юноша — Жан Бабиле
  • Смерть — Натали Филиппар, затем Зизи Жанмер, Клер Сомбер

Американский театр балета

Премьера прошла 9 апреля 1951 года на сцене Метрополитен-Опера

Действующие лица
  • Юноша — Жан Бабиле
  • Смерть — Натали Филиппар

Ла Скала

Премьера прошла в 1955 году

Новая постановка в 2006 году

Действующие лица
  • Юноша — Роберто Болле
  • Смерть — Дарси Бассел

Государственная парижская опера

Премьера прошла в 1990 году

Действующие лица
  • Юноша — Кадер Беларби

Мариинский театр

Премьера прошла 25 марта 1998 года

Дирижёр-постановщик — Г. Плисс-Стеренберг

Действующие лица
  • Юноша — Фарух Рузиматов, затем Вячеслав Самодуров, Андриан Фадеев
  • Смерть — Ульяна Лопаткина, затем Диана Вишнёва, Юлия Махалина

Большой театр

Премьера прошла 4 июня 2010 года

Дирижёр-постановщик — Павел Клиничев, художник по свету — Жан-Мишель Дезире, ассистент хореографа-постановщика — Луиджи Бонино

Действующие лица
  • Юноша — Иван Васильев
  • Смерть — Светлана Захарова, затем Светлана Лунькина

Интересные факты

Поскольку хореография «Юноши и Смерти» не привязана к музыке, под которую исполняется этот балет, от исполнителей требуется не соотносить свои движения со звучанием оркестра, а танцевать «отдельно» от него. С целью достижения нужного эффекта балет часто предварительно разучивают без музыкального сопровождения.

Экранизации балета

  • 1955 — «Юноша и смерть», в ролях — Жан Бабиле, Клер Сомбер
  • 1966 — «Юноша и смерть», в ролях — Рудольф Нуреев, Зизи Жанмер
  • 1985 — «Белые ночи», в ролях — Михаил Барышников, Флоренс Фор
  • 2006 — «Юноша и смерть», в ролях — Николя Ле Риш, Мари-Аньес Жило