Музей Тиссена-Борнемисы



Национальный музей Тиссена-Борнемисы (исп. Museo Nacional Thyssen-Bornemisza) — до 1993 крупнейшая в мире частная картинная галерея (наряду с собранием британских монархов). Ныне государственная картинная галерея в Мадриде. Входит в «Золотой треугольник искусств» испанской столицы вместе с Прадо и Центром искусств королевы Софии.

Музей Тиссена-Борнемисы является великолепным дополнением к коллекциям своих соседей по треугольнику: в отличие от Прадо в нём представлены работы итальянских примитивистов и живописцев английской, голландской и немецкой школ, в отличие от Центра искусств собрание Тиссена-Борнемисы включает в себя импрессионистов, экспрессионистов, а также европейские и американские полотна второй половины XX века.

Коллекция занимает Дворец Вильяэрмоса (исп. Palacio Villahermosa) недалеко от Прадо. Отдельные произведения экспонируются также в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне.


История

В начале XX века происходил массовый переток «старых мастеров» из частных собраний Европы в США. В 1920-е годы крупнейший немецкий промышленник, барон Генрих Тиссен-Борнемиса, стал выкупать шедевры из американских собраний, чьи владельцы испытывали финансовые затруднения в связи с Великой депрессией, и возвращать их в Европу.

Из собрания Отто Кана барон приобрёл первый в истории западного искусства живописный портрет человека в полный рост («Молодой рыцарь на фоне пейзажа» Витторе Карпаччо), из собрания Пьерпонта Моргана — знаменитый портрет Джованны Торнабуони. Он выкупал произведения искусства у других немецких промышленников и у собственных родственников. В целом же старший барон предпочитал живопись XIX и XX веков. Основная часть собрания была размещена вдали от туристических маршрутов, на бывшей вилле принца Фридриха Леопольда на берегу Луганского озера.

В 1986 году барон Ганс Тиссен-Борнемиса объявил, что ищет новый дом для своего художественного собрания, которое к тому времени считалось крупнейшей частной коллекцией мира. Оно досталось Испании в упорном состязании с другими странами. Решающим оказалось слово жены барона Тиссена, бывшей «мисс Испания», Кармен Серверы. Сначала картинная галерея приехала в Мадрид на период в девять с половиной лет. В 1993 года при содействии баронессы Тиссен правительство Испании приобрело коллекцию в собственность за символическую сумму в 44 100 млн песет (232 млн фунтов стерлингов).

Коллекция

В настоящее время коллекция музея охватывает восемь столетий европейской живописи, не претендуя на полноту её освещения, а скорее очерчивая её основные направления. Одно из центральных мест в собрании занимают ранние европейские мастера: значительная коллекция треченто и кватроченто (XIV и XV вв.), произведения итальянских художников — Дуччо и его современников, работы ранних фламандских, голландских и немецких мастеров, как Ян ван Эйк, Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн.

В коллекции широко представлены известные художники эпохи ренессанса и барокко, включая Пьеро делла Франческа, Джамбаттиста Питтони, Рафаэля, Тициана, Рубенса. Серьёзный раздел экспозиции музея составляют полотна импрессионистов и пост-импрессионистов — Клода Моне, Огюста Ренуара, Винсента ван Гога, а также шедевры живописи XX века — кубистская работа Пикассо и поздняя работа Пита Мондриана.

Также оказывается весьма своеобразной коллекция североамериканской живописи XIX века, практически неизвестной в Европе и занимающей в музее четыре зала.

  • Старые мастера из музея Тиссена
  • Дуччо, «Иисус и самаритянка», 1310—1311

  • Учелло

  • Витторе Карпаччо, «Молодой рыцарь на фоне пейзажа», 1510

  • Джованни Беллини

  • Доменико Гирландайо, «Портрет Джованны дельи Альбицци Торнабуони», 1489—1490

  • Рогир ван дер Вейден

  • Ганс Мемлинг

  • Ян ван Эйк, Диптих «Благовещенье», ок. 1433—1435

  • Робер Кампен

  • Ганс Гольбейн, «Потрет Генриха VIII Английского», ок. 1537

  • Корреджо

  • Рафаэль

  • Бронзино

  • Тициан

  • Тинторетто

  • Питтони

  • Альбрехт Дюрер, «Христос среди книжников», 1506

  • Караваджо, «Святая Екатерина Александрийская», ок. 1598

  • Рубенс, «Туалет Венеры», ок. 1606—1611

  • Рембрандт, «Автопортрет в берете с двумя золотыми цепями», ок. 1642—1643

  • Франц Хальс, «Семейный портрет на фоне пейзажа», 1645—1648