Первая линия (Алма-Ата)



Первая линия Алма-Атинского метрополитена (каз. Алматы метросының бірінші бағыты) — действующая линия, открыта 1 декабря 2011 года.

Линия имеет длину 13,4 км и 11 станций; длительность поездки по всей линии — 20 минут. Среднесуточный пассажиропоток в 2017 году составлял 38,3 тысячи человек. На линии имеются участки как глубокого, так и мелкого заложения.

История

История строительства

Строительство первого пускового участка началось 7 сентября 1989 года, когда был вынут первый ковш на месте будущей станции «Райымбек батыра». Проходка тоннелей со стороны станции началась в октябре того же года. Строительство тоннелей со стороны станции «Алатау» началось в 1990 году. Проходка тоннелей была закончена в 2008 году на станции «Байконур».

В 2004 году было отменено строительство станции «Коммунистическая», которая должна была располагаться между станциями «Абая» и «Байконур».

ТЭО (технико-экономическое обоснование) второй очереди первой линии было утверждено в сентябре 2010 года. В марте 2011 года началась проходка перегонных тоннелей второй очереди.

Первый пусковой участок «Райымбек батыр» — «Алатау» был открыт 1 декабря 2011 года в присутствии президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Он состоит из 7 станций, протяжённостью 8,56 км.

18 апреля 2015 года был открыт участок «Алатау» — «Москва», с двумя станциями и протяжённостью 2,74 км.

В июле 2015 года началось строительство второго пускового участка второй очереди с двумя станциями.

В 2019 году строительные работы на двух станциях метро «Достык» и «Сарыарка» были ненадолго приостановлены, в связи с коррупцией в отношении ТОО «СК инженерная поддержка», являющимся владельцем 80 % акций АО «Алматыметрокурылыс», возбуждено уголовное дело.

Хронология пусков

Пассажиропоток

Депо и подвижной состав

Линию обслуживает депо «Райымбек батыр», оно построено севернее станции «Раимбека» и введено в строй в 2011 году. Длина путей составляет 0,29 км.

Подвижной состав — современные поезда производства южнокорейского концерна Hyundai со сквозным проходом, кондиционированием в салонах, режимом полного автоведения и другими особенностями. Метрополитен укомплектован 28 вагонами, что составляет 7 поездов.

В 2018 году заключен контракт на поставку ещё 8 составов, необходимых для продления линии.

Система управления

Линия оборудована автоматический системой управления движением СВТС (Communication Based Train Control), обеспечивающей работоспособность в режиме автоведения, произведённой Hyundai Rotem Company. Эта система (RF-CBTC) запатентована и является интеллектуальной собственностью компании Hyundai Rotem. Единственной существующей возможностью внедрения подвижных составов других производителей является полная замена системы управления движением поездов на всех объектах метрополитена на другие аналогичные системы.

Перспективы

Западное продолжение

ТЭО (технико-экономическое обоснование) второй очереди первой линии было утверждено в сентябре 2010 года. Открываться станции будут постепенно, для снятия нагрузки на бюджет. Проектная протяжённость 8,62 км.

  • «Сары-Арка» (возле входа в Парк Family, на пр. Абая около пр. Алтынсарина) — «Достык» (пересечение ул. Момышулы и просп. Абая); 3,1 км, пуск ожидается в 2022 г. (введено в эксплаутацию)
  • «Баурыжан Момышулы» — «Калкаман», также оборотные тупики; 2,78 км, пуск ожидается в 2025 г.
  • «Калкаман» — «Западный автовокзал», а также оборотные тупики; 2,74 км, пуск ожидается не ранее 2027 г.

25 ноября 2021 года сообщено, меняется трассировка линии, прибавится две станции , финиш на рынке Золотая Орда.

Северное продолжение

Продолжение линии будет строиться наземным способом до вокзала Алматы-1. Будет строиться надземным способом (эстакада) вдоль улицы Сейфуллина. Планируется, что линия будет состоять из 6 станций, а протяжённость составит 8,76 км. Строительство планируется начать после продления первой линии на запад, примерно в 2026—2028 годах и закончить не ранее 2035 года.

  • «Жансугурова» — у пересечения улиц Сейфуллина и Жансугурова.
  • «Большой Алматинский канал» — у пересечения улиц Рыскулова и Сейфуллина.
  • «Стадион» — у пересечения улиц Сейфуллина и Котельникова
  • «Жумабаева»
  • «Будённого»
  • «Алматы-1» — недалеко от железнодорожного вокзала Алматы-1

Галерея строительства первой очереди

  • Вентоствол на пересечении улиц Фурманова и Маметова между станциями «Жибек Жолы» и «Раимбека» (октябрь 2008 года)

  • Строительство переходов под улице Фурманова и проспектом Раимбека около станции «Раимбека» (октябрь 2008 года)

  • Здание инженерного корпуса (вид со стороны ул. Гоголя) над станцией «Жибек Жолы» (октябрь 2008 года)

  • Здание инженерного корпуса (вид с переди ул. Панфилова) над станцией «Жибек Жолы» (октябрь 2008 года)

  • Здание инженерного корпуса, вход на станцию «Жибек Жолы»(вид со стороны ул. Гоголя) (октябрь 2008 года)

  • Здание инженерного корпуса (вид сзади ул. Гоголя) над станцией «Жибек Жолы» (ноябрь 2008 года)

  • Строящийся вестибюль (вид сзади ул. Гоголя) над станцией «Жибек Жолы» (ноябрь 2008 года)

  • Вход на станцию «Жибек Жолы»(вид со стороны ул. Гоголя) (ноябрь 2008 года

  • Строительство входа на станцию «Алмалы»(вид со стороны ул. Панфилова) (октябрь 2008 года)

  • Информационный стенд у строящегося входа на станцию «Алмалы»(вид со стороны ул. Панфилова) (октябрь 2008 года)

  • Строительство станции «Абай» (сентябрь 2007 года)