Тикетон (англ. Ticket Online — «билет онлайн») — казахстанская система онлайн-продажи билетов в кино и различные культурно-развлекательные мероприятия. Система стартовала 24 мая 2012 года в городе Алма-Ата и на момент запуска охватывала 3 кинотеатра.
Генеральным директором компании с 2015 года и по настоящее время является Виктория Торгунакова. Сооснователи компании: Алексей Ли, также известный по компаниям «Авиата» Aviata.kz, Arbuz.kz, и Константин Горожанкин, также известный по компаниям Processing.kz, iStartup.kz, Award.kz.
Ключевые показатели
К системе «Тикетон» на настоящий момент подключено более 150 объектов культуры и спорта в 18 городах Казахстана: 40 кинотеатров (более 40 % всего существующих в Казахстане Кинотеатров), а также 68 театров (более 75 % от существующих в Казахстане). Также компания осуществляет деятельность в трех странах Центральной Азии: Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане.
На декабрь 2019 года через систему продано более 6 миллионов электронных билетов. Ежемесячно через систему продается более 200 000 билетов в режиме онлайн.
Базовая механика
«Тикетон» разработал программное обеспечение xTicket, позволяющее в реальном времени отображать схему зала и выкупать места, синхронизировать онлайн-продажи с продажами в кассах объектов и не допускающее двойных продаж на одни и те же места. Система «Тикетон» также интегрируется с различными билетными системами кинотеатров, театров и иных объектов.
Каналами продаж являются веб-сайты, мобильный сайт, мобильные приложения для смартфонов, а также киоски самообслуживания и агентские точки распространения. Монетизация осуществляется за счет продажи Лицензии на собственное Программное Обеспечение, Продажи Рекламы, а также комиссии, предоставляемой кинотеатрами, театрами и прочими заведениями. В случае с билетами в кино и на концерты «Тикетон» взимает также сервисный сбор с клиентов.
При онлайн-покупке билетов через «Тикетон», покупателю на мобильный телефон отправляется SMS-сообщение и Email письмо с билетом, содержащее уникальный цифровой код. Такой же код система отправляет в программное обеспечение касс кинотеатра.
Покупатель, придя на мероприятие, показывает контроллеру электронный билет, и после сверки кодов клиент проходит в Зал. Билеты при предъявлении на входе на мероприятия считывается контролером с помощью специальных сканеров, либо распечатываются в терминалах самообслуживания и на кассах.
Система используется в качестве дополнительного встроенного сервиса такими площадками, как Kinopoisk.ru, Kino.kz, ОНАЙ, Senim.kz, Smart Astana и многими другими информационными сервисами.
История
Декабрь 2011 — начало разработки системы
Май 2012 — официальный старт онлайн-продаж для 3 кинотеатров Алма-Ате: Chaplin ADK, Chaplin Mango, Иллюзион Maxima
Ноябрь 2012 — начало подключения StarCinema — второй по величине киносети Казахстана, кинотеатра Bekmambetov Cinema
Декабрь 2012 — подключение Государственного академического русского театра драмы им. Лермонтова
Июль 2013 — подключение киносети Арман
Август 2013 — запуск мобильных приложений для iOS и Android
Март 2014 — запуск первого в Казахстане киоска выдачи онлайн-билетов в кино
Январь 2015 — подключен Казахский Государственный Академический Театр Оперы и Балета имени Абая
Май 2015 — подключение центрального стадиона г. Алматы и ФК Кайрат (футбольный клуб).
Август 2015 — запуск продаж на домашние матчи ХК Барыс.
Сентябрь 2015 — подключение центрального стадиона г. Астана «Астана Арена». Запуск эксклюзивных продаж на домашние матчи ФК «Астана» в групповом этапе Лиги Чемпионов. Через систему «Тикетон» в режиме онлайн было реализовано более 80 % всех билетов на матчи.
Февраль 2016 — подключение Государственного театра оперы и балета «Астана Опера».
Февраль 2016 — запуск продаж электронных билетов через терминалы самообслуживания полного цикла. Первые терминалы установлены в г. Астана.
Март 2016 — подключение Высокогорного спортивного комплекса Медеу
Июнь 2016 — продажа билетов на сольный концерт Димаша Кудайбергена в Астане
Август 2016 — Продан 1-й миллион билетов в режиме онлайн
Февраль 2017 — продажа на Универсиаду в Алматы
Лето 2017 — Продажа билетов на Выставку ЭКСПО в Астане
Декабрь 2017 — компания Тикетон получила награду «Лучший сетевой сервис Казахстана» от Национальной интернет-премии AWARD.kz
Лето 2018 — Открытие дочерних компаний в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане
Май 2019 — Запущена система Лояльности Тикетон «Яркость жизни»
Август 2019 — Продан 5-й миллион билетов в режиме онлайн
Сентябрь 2019 — Тикетон занял 16-е место в рейтинге Forbes среди интернет- компаний Казахстана по обороту, и 6-е место — по числу транзакций.
Декабрь 2019 — продан 6-й миллион билетов в режиме онлайн. Итого, 1 миллион билетов был реализован менее, чем за 5 месяцев спустя продажу 5-го миллиона билетов.
Награды
- Награды «Лучшая бизнес-модель» от Forbes Kazakhstan и «Лучшая команда» от PricewaterhouseCoopers в рамках конференции Digital Communications 2012
- Победа в конкурсе KZ Start, организованном Национальным агентством по технологическому развитию
- Лауреат в номинации «Лучший стартап» в рамках ASTEX-2013 — IT-выставки-конференции, проводимой в рамках VI Астанинского экономического форума, организаторами которой выступили Министерство транспорта и коммуникации РК, НИХ «Зерде» и КФ «Фонд развития ИКТ»
- Лауреат в номинации «Сайт-открытие года» Национальной интернет-премии Award.kz 2012
- Лауреат в номинации «Лучшая технология электронной коммерции» на выставке информационных технологий ASTEX 2014
- Победа в конкурсе сайтов «Национальная Интернет-премия AWARD.kz» в номинации «Лучший сетевой сервис»
Упоминания в СМИ
- Новости@Mail.ru: Онлайн-продажа кинобилетов в Алматы стоит всего 95 тенге
- Эксперт Казахстан: Киноманам полегчало
- Курсив: С чего начинался Тикетон
- Vox Business: Билет по клику
- Profit: рынок не вместит несколько игроков
- Computerworld: «Тикетон» — один из самых успешных стартапов в Казахстане
- ProDengi: «Тикетон» и сервис «Яндекс. Деньги» объявили о сотрудничестве
- Электронная коммерция Казахстана не боится кризиса и собирается расти двузначными темпами
- «Человек года» по версии AWARD 2015 — Алексей Ли, «Компания года» — «Колеса-Крыша-Маркет»
- «Продаем Билеты -Дарим эмоции» — Виктория Торгунакова рассказывает об успехе компании и планах на будущее
- Виктория Торгунакова в рейтинге Forbes «30 моложе 30» в Казахстане
- Тикетон — 16 место в рейтинге Forbes «30 крупнейших Интернет-площадок» Казахстана