Могилёвский автобус



Автобусное движение в Могилёве начало существовать в 1934 году. На сегодняшний день суммарная длина автобусных маршрутов в Могилёве составляет около 825 км. Действует же на сегодняшний день 41 городской автобусный маршрут.

Эксплуатирующая организация

Могилевский филиал Автобусный парк № 1 ОАО «Могилевоблавтотранс» Гомельское Шоссе, 3

История

Движение автобусов в Могилёве открылось в 1934 году. Первые могилёвские автобусы курсировали по маршруту Вокзал — Вал Красной звезды (ныне район пл. Орджоникидзе). Их работало 2 штук. Автобусное движение было прервано во время немецкой оккупации 1941—1944 гг. В 1946 году автобусное движение восстановлено и, в течение нескольких последующих лет, построено главное автотранспортное предприятие города Автобусный парк на Гомельском шоссе. К 1952 году открыт междугородний автобусный маршрут Минск — Могилёв. В 1950-60-е г.г. подвижной состав АП представляли ЗИС, ЛАЗ-695 первых серий, Икарус-55 Люкс, ПАЗ-651 и др. типичные для того времени автобусы. В 1968 году Автовокзал с Привокзальной площади перенесён в новое здание на улице Ленинской. С конца 1960-х годов начали поступать автобус ЛиАЗ-677 первых серий, Икарус-556, Икарус-180. К 1970-м годам в городе действовало около 30 автобусных маршрутов. С Автовокзала отправлялись междугородние автобусы в Киев, Вильнюс, Житомир, Чернигов, Минск, Витебск, Гродно, Гомель, Барановичи, Борисов, Мозырь, Пинск, Солигорск, Светлогорск, Оршу. Существовали автостанции у Минского и Быховского рынков, откуда отправлялись пригородные автобусные маршруты. В 1980-х гг. на смену ушедшим автобусам ЗИС, стали приходить Икарус-180, Икарус-556, Икарус-260, Икарус-280, ЛАЗ-699, Икарус-255, Икарус-256 (для междугородних маршрутов), всё больше появлялось ЛиАЗ-677, на пригородных маршрутах работали ЛАЗ-695Н, а позже и ЛАЗ-4202. В это время количество городских маршрутов колебалось в районе 32-35, нумерация пригородных начиналась с № 70-80. С 90-х годов произошло разделение некоторых маршрутов на работающие в будние дни и их укороченные версии, работающие по выходным и праздникам, но с иным номером от № 39 и далее. Недолгое время на рубеже 90-х — 2000-х существовали «выходные» версии некоторых маршрутов. В период с 1991 и до середины 2000-х годов многократно менялись трассы около половины автобусных маршрутов. Значительные изменения претерпела маршрутная сеть после открытия моста через Днепр на ул. Королёва, а также после расформирования в середине 1990-х автостанции у Быховского рынка и перенос маршрутов на пл. Орджоникидзе, а затем и расформирование самой конечной на площади. Закрылась автостанция и у завода Кирова. Отправление всех пригородных маршрутов было перенесено на Автовокзал. К концу 1990-х постепенно убирали автобусы ЛАЗ-695, ЛАЗ-4202, ЛиАЗ-677, и им на смену поступали б/у Икарусы-280, как в городском, так и в пригородном исполнении. В 1997-99 годах в город в не большом количестве поступили первые отечественные автобусы МАЗ-103, МАЗ-104, МАЗ-104с. К началу 2000-х годов основу парка городских автобусов составляли Икарус-280, Икарус-260. В 2001—2003 годах на замену наиболее изношенным машинам Икарус-280, отслуживших 15-20 лет, в Германии были закуплено два десятка б/у автобусов Mercedes-Benz O405G.

Подвижной состав

На городских маршрутах Могилёва функционируют такие автобусы, как: МАЗ-103, МАЗ-105, МАЗ-107, МАЗ-203, МАЗ-215, ГАЗель NEXT