» » Катастрофа Ан-24 в Нижневартовске

Катастрофа Ан-24 в Нижневартовске

02.04.2022


В понедельник 13 октября 1969 года при посадке в аэропорту Нижневартовска потерпел катастрофу Ан-24Б компании Аэрофлот, в результате чего погибли 24 человека.

Самолёт

Ан-24Б с бортовым номером 47772 (заводской — 79901404) был выпущен заводом Антонова в 1967 году. Всего на момент катастрофы авиалайнер имел в общей сложности 2756 часов налёта и 2298 посадок.

Катастрофа

Самолёт выполнял рейс 227 по маршруту Тюмень—Сургут—Нижневартовск. Пилотировал его экипаж из 259 лётного отряда, состоявший из командира (КВС) А. М. Филиппова, второго пилота А. П. Хромченкова и бортмеханика В. В. Давыдова. В салоне работала стюардесса Т. М. Короткова. На борту находились 52 пассажира.

В Нижневартовске была облачность с нижней границей 350 метров, а видимость составляла 3500 метров. Первый заход на посадку был неудачным и в 17:19 экипаж ушёл на второй круг. В 17:26 командир доложил диспетчеру о готовности к посадке, после чего подтвердил, что полосу наблюдает. Летя на предпосадочной прямой, самолёт перешёл в правый крен и в 1100 метрах от торца полосы (190 метров до БПРС) и в 50 метрах правее её оси врезался в землю среди небольших деревьев, после чего разрушился и частично сгорел. В катастрофе погибли второй пилот, стюардесса и 22 пассажира.

Причины катастрофы

Члены комиссии не смогли прийти к единому мнению, в результате чего появились два разных вывода о причинах.

Вывод Министерства гражданской авиации

Возникновение отрицательной тяги воздушных винтов на режиме предпосадочного снижения вследствие уборки РУД до 12° по УПРТ в положение малого полетного газа при включённой ПОС (недостаток в конструкции самолёта). Попытка исправить выводом двигателей на взлётный режим и уборкой шасси не дала результата из-за малой высоты. Нарушений РЛЭ экипаж не допускал.

Вывод Министерства авиапромышленности

Ошибка в оценке высоты и удаления от ВПП на предпосадочной прямой со снижением ниже нормальной траектории с последующим сваливанием при маневре ухода после обнаружения недопустимо малой высоты. Сваливание обусловлено отклонением закрылков на 17° вместо 38° по РЛЭ.