Урюпин, Олег Фёдорович



Олег Фёдорович Урюпин (известен под псевдонимом Моленко; 24 февраля 1954, Киев) — основатель, лидер и единственный священник религиозной организации «Церковь Иоанна Богослова», проповедник. Не относит себя ни к одной из существующих церковных юрисдикций, так как считает их отступившими от чистоты православия, и называет своим первоиерархом Апостола Иоанна Богослова. В связи с этим организовал и возглавил «Церковь Иоанна Богослова» в Канаде. Проповедует о скором приходе антихриста и кончине мира, необходимости «очищения ума» посредством покаяния.

Биография

Родился 24 февраля 1954 года в Киеве. Служил в Советской армии.

Некоторое время жил в горах Кавказа с несколькими монахами, но монашеских обетов не принимал. Летом 1989 года вернулся в Киев и женился.

В 1992 году участвовал в военном конфликте в Приднестровье в составе походного кубанского войска. Награждён крестом.

15 декабря 1992 года рукоположён в диаконы епископом Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) Варнавой (Прокофьевым) в Москве в бывшей Марфо-Мариинской обители. 16 декабря им же рукоположён в пресвитеры. Служил в Киеве при домовом храме.

19 декабря 1994 год ушёл из РПЦЗ. Принят в греческую старостильную юрисдикцию «Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Авксентия)»), где был награждён камилавкой и набедренником.

В 1995 году арестован по обвинению в хранении боеприпасов (сорока патронов) и осуждён на четыре года лишения свободы. 25 июля 1997 года освобождён по амнистии.

Осенью 1997 года посетил Бостонский Преображенский монастырь по приглашению греческой старостильной юрисдикции «Святая православная церковь Северной Америки» (HOCNA).

6 сентября 1998 года был отпущен односторонним решением, без церковного суда Синодом HOCNA без всякого прещения, кроме запрещения участвовать в священнодействиях в рамках HOCNA.

В 1999 году получил статус религиозного беженца в Канаде и в 2003 году получил канадское гражданство.

1 марта 2000 года зарегистрировал в Торонто церковь: «Единая Святая Соборная Апостольская Церковь Святого Иоанна Богослова истинно православного исповедания (Церковь Иоанна Богослова)».

16 января 2002 года открыл собственный сайт, в раскрутку которого вкладывал деньги, полученные от своих прихожан и единомышленников.

21 апреля 2010 года лишён священного сана определением Архиерейского синода РПЦЗ, в которой он был возведён в священный сан, но в которой в тот момент уже не состоял. Не признал этого решения и продолжил служение в качестве священника Церкви Иоанна Богослова.

Экклезиологическая позиция и взгляды

Придерживается правил и богослужения православной традиции, особое внимание уделяет эсхатологии и личности апостола Иоанна Богослова.

Утверждает, что:

  • наше время является предантихристовым, ожидает наступления в скором времени событий Апокалипсиса и Второго пришествия Христова;
  • настоящее время имеет исключительной особенностью повсеместное отступление всех поместных церквей, епископата и большинства верующих христиан от истинной веры;
  • Бог благословил и поручил руководство земной воинствующей части Церкви святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову;
  • апостол Иоанн Богослов был воскрешён сразу по погребении своими учениками, причём по качеству всеобщего воскресения из мёртвых; что по этому качеству апостол Иоанн Богослов является богоравным, то есть богом по благодати;
  • апостол Иоанн Богослов является единственным первоиерархом единой святой соборной и апостольской Церкви и в этом качестве призывается за богослужениями;
  • при оскудении клира и священства (или затруднении доступа к нему по причине гонений) мирянам допускается самим проводить некоторые церковные обряды и богослужения (кроме литургии и хиротонии).

Занимает непримиримую ожесточённую позицию по отношению к Русской православной церкви и всем вступающим с ней в молитвенное общение.

Является противником «сергианства», экуменизма, церковного модернизма, григорианского календаря, утверждает полное отсутствие спасительной благодати у еретиков и в «отступнических сообществах». Также является сторонником имяславия.

Утверждает следующее: «Российская церковь перестала существовать с собора 1917—1918 гг. и с возглавления её „патриархом“ Тихоном Белавиным, который есть сергианец до Сергия и основатель окончательного разрушения российской церкви».

Мнение оппонентов

Официальное мнение Русской православной церкви выражено в словах Михаила Дудко:

Число деструктивных культов, похожих на описанную выше религиозную организацию, в последнее время сильно возросло. Как правило, за их идеологическим фасадом скрывается коммерческий расчёт.

Признаки таких культов — жёсткая критика всего, что вне секты, запрет на нормальное общение с внешним миром, псевдодуховные практики, основанные на методах контроля сознания. Следствием всего этого являются потеря адептами секты чувства реальности, абсолютная преданность лидерам, которая может доходить до готовности к самоубийству.

Критики Олега Моленко усматривают ряд моментов в его учении, которые они считают еретическими:

  • учение о превосходстве Св. Апостола Иоанна Богослова над другими апостолами (п. 5 Устава Церкви Иоанна Богослова);
  • утверждение о воскресении св. Апостола Иоанна Богослова, его епископском служении и его скрытой от всего мира жизни в Гималаях (п. 5 Устава);
  • учение о существовании сокрытых от мира 153 новых Апостолов (п. 11 Устава).

С их точки зрения, имеет место самовольное присвоение себе власти епископа (открытое и явное нарушение 1-го правила Св. Апостолов), несмотря на то, что отец Олег Моленко нигде и никогда не называл себя епископом, не служил по архиерейскому чину, не рукополагал кого-либо в духовный сан. Сам отец Олег Моленко считает себя священником, а не епископом.

С их точки зрения, имеет место отказ от принципа соборности, от исполнения решений Вселенских соборов (п. 14 Устава), несмотря на то, что сам Моленко неоднократно ссылается на решения Вселенских соборов и говорит о соборности Церкви.

Считает невозможным покаяние некоторых людей, что, с точки зрения критиков, есть прямое нарушение 52-го Апостольского правила (п. 45 Устава). Поясняя этот пункт, отец Олег Моленко подчёркивает, что «вопрос не так стоит, что человек может каяться, а Бог его не простит, а так, что Бог готов простить, но человек уже не может покаяться и оставить творение зла до своей смерти».

Не считает истинным крещение, проведённое священством РПЦ МП через обливание, и заново крестит людей, крещённых в РПЦ МП.

Называет Собор РПЦ 1917—1918 годов «разбойничьим», а все структуры и течения, происходящие из него, считает еретическими (п. 65 Устава).

Вводит институт «странствующих священников» (п. 32 Устава), что, с точки зрения оппонентов, является нарушением правил 6-го, 10-го, 13-го Четвёртого Вселенского собора.

Библиография

  • о. Олег Моленко. Толкование Апокалипсиса. — К.: Абетка-Нова, 2003. — 140 с. — ISBN 966-8119-18-5.
  • о. Олег Моленко. Православие в вопросах и ответах. — К.: Кий, 2006. — Т. 1. — 545 с. — ISBN 966-8825-26-8.
  • о. Олег Моленко. Богословские вопросы. Апокалипсис. Пророчества, серия Православие в вопросах и ответах. — М.: Памятники исторической мысли, 2007. — Т. 1. — 800 с. — ISBN 5-88451-217-7.
  • о. Олег Моленко. Вопросы по Священному Писанию. Православие и лжеправославие, серия Православие в вопросах и ответах. — М.: Братство во имя апостола Иоанна Богослова, 2008. — Т. 2. — 800 с. — ISBN 978-5-903847-01-03.
  • о. Олег Моленко. Православие в вопросах и ответах. Вопросы личного спасения, Церковь, семья, дети. — Алгоритм, 2013. — Т. 3. — 839 с. — ISBN 978-5-4438-0438-5.
  • о. Олег Моленко. Небесная лирика. — Алгоритм, 2013. — 512 с. — ISBN 978-5-4438-0576-4.
  • Урюпин О. Антология греха. Богословское исследование Библии. — СПб.: Буквально, 2017. — 296 с. — ISBN 978-5-9500356-3-0.
  • Урюпин О. История Авраама. — ЛитРес, 2017. — 370 с. — ISBN 978-5-0406-0950-5.
  • Олег Урюпин. Божественный Моисей. — СПб.: Буквально, 2020. — 264 с. — ISBN 978-5-9965-0281-3.
  • Олег Урюпин. Божественные струны. — ЛитРес, 2021. — 442 с. — ISBN 978-5-532-93438-2.