Премьер-министр Камбоджи



Премьер-министр Камбоджи, официально Председатель Совета министров Королевства Камбоджа (кхмер. នាយករដ្ឋមន្ត្រីនៃព្រះរាជាណាចក្រកម្ពុជា) — глава правительства и глава исполнительной власти Камбоджи. Представляет правительство внутри страны и за рубежом. Избирается парламентом и назначается главой государства сроком на пять лет.

В настоящее время должность занимает Хун Сен, член Народной партии Камбоджи (с 1998 года), фактически возглавляющий правительство с 1985 года.

История

Впервые эту должность занял король Нородом Сианук в марте 1945 года, во времена французской колониальной администрации. 12 марта 1945 года он стал сотрудничать с Японской империей и провозгласил независимость Камбоджи от Франции. 18 марта Сианук провозгласил себя премьер-министром и сформировал первое правительство, которое просуществовало до августа 1945 года. Следующим премьер-министром стал Сон Нгок Тхань, он был на этом посту до октября 1945 года. После капитуляции Японии в государстве была вновь установлена французская администрация, положившая конец японской оккупации Камбоджи.

В 1946 году Франция провела реформы в своих колониях в Индокитае и впервые разрешила политические партии и парламентские выборы. Первые парламентские выборы в Камбодже состоялись 1 сентября 1946 года. Демократическая партия оставалась доминирующей партией в политике Камбоджи на протяжении 1940-х годов вплоть до образования Сангкума в 1955 году. Сангкум была единственной легальной партией в Камбодже с 1955 по 1970 год вплоть до военного переворота маршала Лон Нола.

В 1993 году в Камбодже была восстановлена конституционная монархия. Роль премьер-министра была официально признана в конституции. Принц Нородом Ранарит считался первым демократически избранным премьер-министром на выборах, организованных ООН. Коалиционное соглашение между Народной партией Камбоджи и ФУНСИНПЕК 1993 года ознаменовало короткий период в Камбодже, когда Хун Сен и Нородом Ранарит были равными премьер-министрами. В 1997 году Хун Сен устроил переворот, в результате которого Ранарит был отстранен от должности. Национальное собрание проголосовало за утверждение Унг Хуота на оставшийся срок полномочий Ранарита. На выборах 1998 года и на всех последующих выборах доминировали Хун Сен и КПП.

В 1993 году в Камбодже была восстановлена конституционная монархия. Роль премьер-министра была официально признана в конституции. Принц Нородом Ранариддх считался первым демократически избранным премьер-министром на выборах, организованных Организацией Объединенных Наций. Коалиционное соглашение CPP–FUNCINPEC 1993 года ознаменовало короткий период в Камбодже, когда Хун Сен и принц Нородом Ранариддх были равными премьер-министрами. В 1997 году Хун Сен устроил переворот, в результате которого Ранариддх был отстранен от должности. Национальное собрание проголосовало за утверждение Унг Хуота на оставшийся срок полномочий Ранаридда. На выборах 1998 года и на всех последующих выборах доминировала Народная партия Камбоджи во главе с Хун Сеном.

Назначение

Премьер-министр обязан быть членом парламента. Сначала он должен быть избран большинством парламента, прежде чем состоится церемония приведения к присяге. Инаугурация премьер-министра проходит в Королевском дворце. Назначенный премьер-министр приносит присягу перед монархом и двумя главами орденов Тхаммаютникай и Маханикай. Затем будет раскрыт кабинет министров. Формирование нового правительства происходит не более чем через 60 дней после выборов, как это определено конституцией. Премьер-министру помогают заместители премьер-министра.

Статья 125 Конституции гласит, что в случае отставки премьер-министра или его смерти на этом посту назначается исполняющий обязанности премьер-министра.

Резиденция

Дворец мира является главным рабочим местом премьер-министра. Он был торжественно открыт королем 19 октября 2010 года. Однако премьер-министр проживает в своей частной резиденции.

Полномочия

Полномочия премьер-министра устанавливаются действующей Конституцией Камбоджи, принятой 24 сентября 1993 года и измененной 4 марта 1999 года. Они определяются следующими статьями Конституции:

  • Статья 11. В случае невозможности исполнения Королем своих обязанностей в качестве главы государства вследствие тяжелой болезни, засвидетельствованной врачами, которые были назначены Председателем Сената, Председателем Национального собрания и Премьер-министром, председатели Национального собрания и Сената исполняют в определенной очередности обязанности главы государства в качестве регента.
  • Статья 13. В случае смерти Короля не позднее чем через семь дней Тронный совет избирает нового Короля Королевства Камбоджа. В состав Тронного совета входит:
    • Председатель Сената
    • Председатель Национального собрания
    • Премьер-министр
    • Главы орденов Маханикай и Тхаммаютникай
    • Первый и второй заместители Председателя Сената
    • Первый и второй заместители Председателя Национального собрания
  • Статья 19. Король назначает Премьер-министра и Совет министров в соответствии с процедурой, установленной в статье 100.
  • Статья 20. Два раза в месяц Король проводит встречи с Премьер-министром и Советом министров для заслушивания их отчетов о состоянии дел в государстве.
  • Статья 22. В случаях возникновения угрозы для нации, Король после согласования с Премьер-министром, Председателем Национального собрания и Председателем Сената объявляет о введении в стране чрезвычайного положения.
  • Статья 78. Национальное собрание не может быть распущено до окончания срока его полномочий, за исключением случая двукратной отставки правительства в течение 12 месяцев. В этом случае Король по предложению Премьер-министра и после одобрения Председателя Национального собрания распускает Национальное собрание.
  • Статья 83. Продолжительность каждой сессии [Национального собрания] составляет не менее трех месяцев. По предложению Короля, Премьер-министра или одной трети депутатов Национального собрания ее Постоянный комитет может созвать внеочередную сессию Национального собрания.
  • Статья 88. Заседания Национального собрания проводятся публично. По просьбе Председателя Национального собрания или не менее одной десятой от общего числа депутатов, Короля или Премьер-министра Национальное собрание проводит закрытые заседания.
  • Статья 91. Депутаты Сената, депутаты Национального собрания и Премьер-министр наделены правом законодательной инициативы.
  • Статья 96. Депутаты вправе обращаться с запросами в Королевское правительство. Запрос представляется в письменном виде через Председателя Национального собрания. Запросы подаются одному или нескольким министрам, в зависимости от подведомственности затронутой проблемы, одному или разным министерствам. Если запрос касается общей политики, проводимой Королевским правительством, ответ дает лично Премьер-министр. Разъяснения министров или Премьер-министра даются устно или в письменном виде в течение семи дней после получения запроса. В случае получения устного ответа Председатель Национального собрания решает вопрос о проведении открытых дебатов. Если дебаты не проводятся, ответ министра или Премьер-министра считается окончательным. В случае проведения дебатов депутат, обратившийся с запросом, другие депутаты, министры или Премьер-министр могут излагать свои взгляды по поставленным вопросам только в течение одной сессии.
  • Статья 107. Сенат проводит свои очередные сессии два раза в год. Продолжительность каждой сессии составляет не менее трех месяцев. По предложению Короля, Премьер-министра или одной трети членов Сената Постоянный комитет может созвать внеочередную сессию Сената.
  • Статья 111. Заседания Сената проводятся публично. По просьбе Председателя или не менее одной десятой от общего числа сенаторов, Короля или Премьер-министра Сенат проводит закрытое заседание. Заседания Сената проводятся при наличии кворума, который составляет семь десятых от общего числа всех его членов. Большинство голосов, необходимое для принятия решений в Сенате, определяется аналогично конституционному большинству в Национальном собрании.
  • Статья 118. Совет министров является Королевским правительством Королевства Камбоджа. Совет министров возглавляет Премьер-министр, помощь которому в качестве членов правительства оказывают заместители Премьер-министра и государственные министры, министры и государственные секретари.
  • Статья 119. По рекомендации Председателя Национального собрания и с согласия обоих его заместителей Король назначает видного представителя победившей на выборах партии для формирования Королевского правительства. Назначенный представитель совместно с другими членами, выбранными из числа политических партий или представленных в Национальном собрании, представляет их Национальному собранию для получения вотума доверия. После того как Национальное собрание примет решение о вотуме доверия, Король издает указ о назначении состава Совета министров. Перед вступлением в должность Совет министров приносит присягу, изложенную в Приложении VI.
  • Статья 121. Члены Королевского правительства несут коллективную ответственность перед Национальным собранием за всю политику Королевского правительства. Каждый член Королевского правительства несет личную ответственность перед Премьер-министром и Национальным собранием за свои действия.
  • Статья 123. Совет министров проводит еженедельные пленарные или рабочие заседания. Премьер-министр возглавляет пленарные заседания. Премьер-министр может поручить своему заместителю председательствовать на рабочем заседании. Протоколы заседаний Совета министров направляются Королю для информации.
  • Статья 124. Премьер-министр имеет право делегировать свои полномочия заместителю или любому члену Королевского правительства.
  • Статья 125. В случае окончательного освобождения поста Премьер-министра, назначается новый состав Совета министров в соответствии с процедурой, предусмотренной Конституцией. В случае временного освобождения поста Премьер-министра действующий Премьер-министр назначается временно.
  • Статья 140. Король, Премьер-министр, Председатель Национального собрания, одна десятая часть депутатов Национального собрания, Председатель Сената или одна четвертая часть членов Сената имеют право направить законопроект, одобренный Национальным собранием для его обнародования, в Конституционный совет для проверки. Регламенты Национального собрания, Сената и иные акты организационного характера подлежат направлению в Конституционный совет для их проверки перед принятием. Конституционный совет в течение 30 дней решает вопрос о соответствии названных актов и регламентов Национального собрания и Сената законодательству и Конституции.
  • Статья 141. После вступления в силу любого закона Король, Председатель Сената, Председатель национального собрания, Премьер-министр, одна четвертая часть членов Сената, одна десятая часть депутатов Национального собрания или суды могут обратиться в Конституционный совет с запросом о проверке конституционности этого закона. Камбоджийские граждане имеют право обжаловать неконституционность любого закона через своих представителей либо Председателя Национального собрания, Председателя Сената и его членов в порядке, установленном выше.
  • Статья 148. Национальный конгресс созывается один раз в год в начале декабря по предложению Премьер-министра. Национальный конгресс проводится под председательством Короля.
  • Статья 151. Инициатива пересмотра или изменения Конституции является прерогативой Короля, Премьер-министра и Председателя Национального собрания по предложению одной четвертой числа всех депутатов Национального собрания. Конституция может быть пересмотрена или изменена путем издания конституционного закона, одобренного двумя третями голосов депутатов Национального собрания.

Список премьер-министров Камбоджи (1993 — настоящее время)