FH77



FH77 (швед. Fälthaubits 77Полевая гаубица 77) — шведская 155-миллиметровая самодвижущаяся гаубица, разработанная и производимая компанией Bofors.

Разработка

В 1960-х годах Швеция начала искать замену для стоящих у неё на вооружении французских «гаубиц F». В качестве варианта такой замены была предложена и проходила испытания американская САУ M109. Однако, несмотря на предложенную низкую стоимость закупки M109, Управление материально-технического обеспечения вооружённых сил Швеции сочло этот вариант слишком затратным в эксплуатации, имеющим недостаточную скорострельность и мобильность, и предпочло сосредоточить усилия на разработке собственного орудия.

Основными требованиями к новой гаубице стали:

  • Высокая мобильность,
  • Высокий темп стрельбы.

Результатом стал компромисс между более дорогой самоходной гаубицей и менее мобильным буксируемым орудием.

FH77 стала первой гаубицей, оснащённой собственной ВСУ для реализации возможности самостоятельного передвижения в тактических пределах — самодвижущимся орудием.

Скорострельность FH77 в своё время была исключительно высокой для 155-мм гаубицы. Эта гаубица способна делать 3 выстрела за 8 секунд, или 6 выстрелов за 25 секунд. В непрерывном режиме огня FH77 выдерживает 6 выстрелов каждую вторую минуту в течение 20 минут.

Модификации

Разработаны следующие модификации орудия:

FH77A

Базовый вариант с клиновым затвором,

FH77 B

Экспортный вариант, оснащённый поршневым затвором с секционной нарезкой.

Боеприпасы

Для FH77 используют 155-мм осколочно-фугасный снаряд m/77 (42 кг) с пластиковой гильзой, содержащей 6 пучков заряда. Также, FH77 может использовать боеприпасы с донным газогенератором разработанные для FH77B.

Вспомогательная силовая установка

В качестве силовой установки (ВСУ) на FH77 используется бензиновый двигатель Volvo B20 (англ. Volvo B18 engine), соединённый с тремя гидравлическими насосами. Два насоса используются для привода колёс и один для вертикального и горизонтального наведения, досылки снаряда и привода зарядного крана.

Расчёт

В состав орудийного расчёта входит от 10 до 14 человек. Минимальный состав расчёта — 4 человека:

  • Командир — руководит деятельностью расчёта от носителя до орудия[прояснить].
  • Наводчик — располагается слева от орудия, оперируя компьютером управления огнём и приводами гаубицы при саморазвёртывании гаубицы.
  • Первый заряжающий — располагается справа от орудия и отвечает за подачу снарядов с подающего стола перед ним.
  • Второй и третий заряжающие работают на земле, обеспечивая подачу снарядов первому заряжающему с помощью гидравлического крана и подачу гильз в зарядный лоток.

Передвижение и развёртывание

В качестве специального автомобильного тягача для транспортирования FH77 используется Scania SBAT111 (англ. Scania SBAT111) (Tgb 40). Тягач оборудован отсеком для размещения расчёта за кабиной водителя и краном фирмы HIAB (англ. HIAB) для выполнения погрузочных работ с боеприпасами. ВСУ гаубицы может запускаться и управляться водителем тягача, обеспечивая увеличение тягово-динамических характеристик при движении по бездорожью. Максимальная скорость буксирования — 70 км/ч.

Маневрирование FH77 производится управлением крутящим моментом двух основных колёс. Скорость регулируется изменением частоты вращения коленчатого вала ВПУ. Разворачивание гаубицы производится разведением станин, подъёмом роликов и приводом гаубицы в обратном направлении[прояснить].

Эксплуатанты

FH77 находилась на вооружении следующих государств:

  • Швеция — около 220 гаубиц FH77 поставлено в Сухопутные войска Швеции между 1979 и 1984 годом.
  • Нигерия — 24 FH-77B на хранении по состоянию на 2016 год.
  • Индия — около 300 единиц FH-77B по состоянию на 2016 год; закупка сопровождалась грандиозным коррупционным скандалом.
  • Иран — FH77B образцы не были опробованы[прояснить].

Индийские споры