Верхние Лихоборы (станция метро)



«Верхние Лихоборы» — станция Московского метрополитена на Люблинско-Дмитровской линии. Расположена на границе Бескудниковского района и Западного Дегунино (САО). Открытие состоялось 22 марта 2018 года в составе участка «Петровско-Разумовская» — «Селигерская». Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. Наряду со станциями «Фонвизинская» и «Окружная» занимает второе место по глубине заложения (65 метров) после станции «Парк Победы». Первоначальный вариант названия — «Лихоборы». Наиболее удалённая от центра города станция глубокого заложения.

Строительство

Название станции было утверждено 24 июня 2008 года постановлением Правительства Москвы на основании предложения городской межведомственной комиссии по наименованию территориальных единиц, улиц и станций метрополитена.

Работы по сооружению станции начались в ноябре 2011 года. Была проведена перекладка коммуникаций, освоены строительные площадки.

  • 28 июня 2013 года состоялся старт проходки правого перегонного тоннеля от строящегося депо в направлении станции «Верхние Лихоборы» ТПМК Herrenknecht «Александра». Сначала щит должен был пройти соединительную ветвь до камер съездов у станции «Верхние Лихоборы», затем повернуть на трассу главных тоннелей линии и проложить перегонный тоннель до станции «Окружная». В конце октября состоялся старт проходки левого перегонного тоннеля ТПМК Herrenknecht «Валентина». В мае 2014 года оба щита прошли соединительные ветви и вышли на трассу перегона до станции «Окружная».
  • 10 октября 2013 года на глубине 20 метров тоннелепроходческий комплекс Lovat-242SE «Клавдия» начал прокладывать левый перегонный тоннель в сторону станции «Верхние Лихоборы» от станции «Селигерская». Для «Клавдии» этот тоннель стал уже 9-м, а впервые этот ТПМК применили в 2003 году на строительстве Бутовской линии. 15 ноября стартовал второй ТПМК для сооружения правого перегонного тоннеля.
  • К 10 июня 2015 года два ТПМК — «Клавдия» и «Абигайль» — завершили проходку двух тоннелей между станциями «Селигерская» и «Верхние Лихоборы».
  • На 27 января 2016 года в завершающей стадии находилась проходка наклонного тоннеля под размещение эскалаторов на станции.
  • К 1 сентября 2016 года был готов центральный тоннель станции, в котором размещён центральный зал. Отмечается, что общая готовность станции — 45%.
  • 1 августа 2017 года на станции началось сооружение платформы.
  • 11 сентября 2017 года на станции начались архитектурно-отделочные работы.
  • 9 января 2018 года был произведён технический пуск участка.

Изначально планировалось открыть станцию в 2014 году. Однако в дальнейшем строители столкнулись с большим объёмом работ и техническими сложностями, связанными с наличием плывуна, поэтому сроки сдачи неоднократно переносились.

22 марта 2018 года состоялось торжественное открытие участка «Петровско-Разумовская» — «Селигерская», в результате ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 215 станций.

АО «Мосинжпроект» — управляющая компания по строительству станции метро.

Расположение и вестибюли

Станция располагается на Дмитровском шоссе на границе двух районов Москвы: Бескудниковского и Западное Дегунино. Действующие выходы ведут к Верхнелихоборской и Дубнинской улицам и Бескудниковскому бульвару, северный вестибюль встроен в сооружённый в 2008 году подземный пешеходный переход возле Храма святителя Иннокентия и был открыт в два этапа: выход на нечётную сторону Дмитровского шоссе — 29 августа 2018 года, сам подземный переход и выход на чётную сторону — 1 ноября 2018 года.

Путевое развитие

Перед платформой станции с юга от главных путей отходят соединительные ветви в электродепо «Лихоборы», расположенное возле платформы Лихоборы Ленинградского направления Октябрьской железной дороги.

Архитектура и оформление

Пилонная станция глубокого заложения. Все станции участка «Бутырская» — «Верхние Лихоборы» выполнены в едином стиле: пилоны со стороны центрального зала облицованы белым саянским мрамором, со стороны боковых залов — цветным. Для каждой из станций выбран свой мрамор, у «Верхних Лихоборов» это тёмно-красный «Россо Леванто». Кроме того, в отделке использован гранит серых и чёрных тонов.

Пассажиропоток

В первую неделю после запуска станции пассажиропоток в будни составлял более 10 тысяч человек в сутки. Всего за первые четыре месяца работы станцией воспользовалось более миллиона человек.

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта:

  • Автобусы: м40, 82, 114, 154, 167, 170, 179, 194, 215, 282, 447, 466, 563, 591, 677, 677к, 763, т36, т56, т78