Адорант



Святой Аполлинарий Равеннский в позе адоранта

Адорант (от лат. «восхищающийся, молящийся») — фигура с простёртыми к небу руками, служившая для передачи образа просящего.

В литературе о Древней Месопотамии так обычно называют фигурку человека, изготовляемую из мягких пород камня, а позднее — глины, и устанавливавшуюся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека. Она представляла собой сидящего или стоящего молящегося человека со сложенными на груди руками. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт. На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.

Применительно к раннехристианскому, романскому и византийскому искусству термин обозначает изображение человеческой фигуры с простёртыми к небу руками как символический образ просящей благословения души. Особенно часто этот мотив встречается в росписях римских катакомб, начиная со II века. В этой позе нередко изображались персонажи Ветхого завета, однако чаще всего в такой форме представлялись души умерших.