Конструкция двухпанельных фрагментов стен показана ранее. Таких образцов было изготовлено 4. Все они испытывались при одновременном действии вертикальной и горизонтальной нагрузок (рис. III—26). Суммарная вертикальная нагрузка на образцы Б-1 и Б-3 составляла 12 т, а на образцы Б-2 и Б-4 — 20 т.
По мере увеличения горизонтальной нагрузки двухпанельные образцы, так же как и однопанельные, проходили три стадии напряженно-деформированного состояния.
На первой стадии конструкция сохраняла свою монолитность. Из числа элементов железобетонной рамы наибольшие деформации наблюдались в стойке А, воспринимавшей горизонтальную нагрузку, и в верхнем ригеле. Чем дальше была удалена стойка от места приложения горизонтальной нагрузки, тем меньшим деформациям она подвергалась (рис. III—27). Наличие средней стойки, соединявшей ригели, обусловило излом их осей при изгибе.
В заполнении каждой панели фиксировались сжатая и растянутая диагонали. При проведении этих испытании измерялись также деформации заполнения вдоль общих диагоналей каждого образца и деформации εу в уровне среднего горизонтального сечения. Эти наблюдения показали, что в районе средней стойки деформации по всем трем изучавшимся сечениям уменьшались.
Первая трещина, как правило, появлялась в заполнении первой (считая от места приложения нагрузки) панели (рис. III—28). 3 этот момент вторая панель сохраняла свою монолитность.
Дальнейшее увеличение нагрузки сопровождалось появлением новых трещин в заполнении первой панели и образованием первой трещины в заполнении второй панели. Разрушение железобетонной рамы начиналось с элементов первой панели. Таким образом, в один и тот же момент обе панели образца стены находились в различных стадиях напряженно-деформированного состояния. Однако это обстоятельство характерно лишь для случая, когда к стене приложена горизонтальная сосредоточенная нагрузка. При сейсмическом воздействии стены здания находятся под воздействием инерционных сил. В этих условиях смежные стеновые панели, не отличающиеся по схеме вертикального загружения и в конструктивном отношении, в один и тот же момент времени будут находиться примерно в одинаковом напряженно-деформированном состоянии.
Разрушение испытанных образцов наступало при появлении пластических шарниров в стойках железобетонных рам. Причем, в средней стойке первый пластический шарнир образовывался всегда в месте ее сопряжения с нижним ригелем (рис. III—28). Дальнейшее повышение нагрузки приводило к весьма характерному срезу стойки посередине ее высоты (рис. III—29). В этот момент напряжения в арматуре стоек достигали предела текучести, а ширина раскрытия трещин в заполнении обеих панелей измерялась миллиметрами. Конструкция в целом достигала стадии разрушения.
Как и следовало ожидать, двухпанельные образцы продемонстрировали большую жесткость при перекосе, нежели однопанельные (рис. III-31).
В табл. III—7 приведены экспериментальные значения Nт0 и Nр0 для двухпанельных образцов и результаты определения Nт0 по формуле (III—14).
При выполнении этих расчетов значения Nт находились по формуле (III—7) в предположении, что
где Nт — горизонтальная нагрузка, соответствующая моменту появления первой трещины в кладке однопанельного образца с таким же заполнением, как у каждой из панелей двухпанельного образца, и обрамлением постоянного сечения (20x20 см).
Анализ данных, приведенных в табл. III—7, дает право на предварительный вывод о том, что величина Nт для многопанельного фрагмента стены может быть определена как сумма значений Nт составляющих его панелей при допущении, что каждая из средних стоек входит в состав как одной, так и другой примыкающих к ней панелей.
- Влияние характеристик каркасно-каменных панелей на их прочность и жесткость
- Деформации и характер разрушения каркасно-каменных панелей под нагрузкой
- Сопротивление кладки срезу
- Прочность и деформации кладки при центральном сжатии
- Усадка раствора в швах кладки
- Физико-механические характеристики материалов, использованных в опытах на каркасно-каменных стенах
- Конструкция моделей фрагментов каркасно-каменных стен и их изготовление
- Методика испытаний на перекос моделей фрагментов каркасно-каменных стен
- Принципы моделирования опытных образцов каркасно-каменных стен
- Зарубежные исследования несущей способности каркасно-каменных стен при перекосе