Деформирующиеся опорные части скольжения



Деформирующиеся опорные части скольжения занимают особое место среди опорных частей скольжения. Они допускают небольшие деформации благодаря использованию в них шарнирной опорной части (эластомерной опорной части) и разгружают поверхности скольжения от динамического воздействия подвижной нагрузки. Такие опорные части можно применять при отсутствии точных данных о направлении перемещений, так как дополнительные деформации воспринимаются эластомером.
Всесторонняя подвижность деформирующихся опорных частей обеспечивается всесторонним скольжением. Эластомерная опорная часть допускает всестороннее вращение и в определенных пределах — горизонтальные перемещения.
В односторонне подвижных опорных частях скольжения перемещения в одном из направлений ограничиваются направляющими элементами. Применение этих опорных частей обусловливается величиной допустимых деформаций в направлении, перпендикулярном направлению скольжения, и максимально допустимой полезной высотой.
В деформирующихся опорных частях скольжения определяют напряжения смятия в эластомере, по политетрафторэтиленовой поверхности скольжения, по шву между опорной частью и бетоном, рассчитывают эластомерную опорную часть, плиту скольжения, среднюю плиту, определяют реактивный момент, производят проверку на восприятие горизонтальных сил.
Применение односторонне подвижной эластомерной опорной части скольжения невозможно при угле сдвига
Деформирующиеся опорные части скольжения

где T — наибольшая возможная полезная высота эластомера; G — модуль сдвига эластомера; е — результирующее перемещение между пролетным строением и опорой в направлении, перпендикулярном к направлению скольжения (только для односторонне подвижной опорной части).
Средние напряжения смятия в эластомере
Деформирующиеся опорные части скольжения

наименьшие напряжения смятия
Деформирующиеся опорные части скольжения

Необходимую полезную высоту эластомерной опорной части определяют по соответствующим техническим условиям. Реактивный момент зависит от типа применяемой эластомерной опорной части (обычной или податливой к поворотам).
Напряжения смятия по политетрафторэтиленовой поверхности скольжения определяют так же, как и при расчете опорной части скольжения с шаровым шарниром, однако в уравнениях для определения рх и ру моментную составляющую VφRh заменяют реактивным моментом.
Плита со слоем политетрафторэтилена обычно воспринимает только сжимающие напряжения, при этом расчет не требуется. Если же
Деформирующиеся опорные части скольжения

то необходим расчет на изгиб, выполняемый по аналогии с расчетом опорных частей скольжения с шаровым шарниром.
Здесь Dт — диаметр политетрафторэтиленового слоя; Dd — диаметр плиты.
Верхнюю плиту эластомерной опорной части рассчитывают аналогично нижней плите стальных опорных частей с шаровым шарниром, принимая
Деформирующиеся опорные части скольжения

Расчет плиты скольжения и проверку на смятие по шву между верхней плитой и бетоном производят так же, как и для опорной части скольжения с шаровым шарниром. При этом моментную составляющую VφRk в уравнениях заменяют соответствующим реактивным моментом.
Расчетную горизонтальную силу определяют по формуле
Деформирующиеся опорные части скольжения

где допустимый угол сдвига
Деформирующиеся опорные части скольжения

Расчет на горизонтальные силы аналогичен приведенному ранее.