Першинская охота



Першинская великокняжеская охота действовала в селе Першино Алексинского уезда Тульской губернии с 1887 по 1914 годы и принадлежала его Высочеству великому князю Николаю Николаевичу (младшему).

Першинская усадьба была построена в царствование Екатерины II банкиром И. П. Лазаревым. Позже имение принадлежало Деляновым и Баташевым.

Великий князь Николай Николаевич (мл.) — хозяин Першина.

После отмены крепостного права имение пришло в упадок и в 1887 году было куплено великим князем Николаем Николаевичем. Великий князь организовал там образцовый «завод» борзых собак. В лучшие годы Першинская охота насчитывала до 365 собак, из них 100 гончих, 130 русских псовых и 15 английских борзых, 20 собак-«пенсионеров» и около сотни щенков. В конюшнях стояли около 70 лошадей арденской и кабардинской породы. Из Швейцарии были выписаны быки и 21 тёлка «швицкой» породы.

В Першине была хорошо поставлена селекционная работа. Д. П. Вальцев, управляющий делами великого князя Николая Николаевича в Першино, был заводчиком охотничьих собак и вывел породу гончих — «русская пегая». Ежегодно проводили испытания русских борзых на резвость по зайцу-русаку и на злобу по волку. В 1898 году кобель русской борзой Сокол Першинской охоты получил золотую медаль на Московской выставке.

Дом имения находился в полугоре над рекой Упой. Обстановка была роскошна: богатая мебель, ковры, чучела животных, добытых самим хозяином — медведи, лоси, волки, кабаны и птицы. Стены столовой украшали живописные полотна художника-охотника Г. К. фон Майера. Для борзых были построены 10 каменных домов с денниками по 12 собак в каждом, с комнатами и кухней для охотника и его помощника-мальчика, ухаживающего за собаками. Большие выпуски и дома были огорожены оцинкованной сеткой. Собаки собственной своры князя находились рядом с домом управляющего охотой, то есть самого Д. П. Вальцова. Отдельно стоял дом с выпуском для пожилых собак и собак-инвалидов.

Охотничьи выезды обставлялись с небывалой помпой. В штате охоты был свой духовой оркестр. Все участники были одеты в специально сшитые костюмы: у выжлятников (гончатников) они были яркие, что помогало вспугивать зверя, у борзятников, которым предстояло стоять на лазу в засаде, одежда была неброская, защитной окраски. Главным распорядителем выступал сам великий князь.

Для прибытия гостей на Сызрано-Вяземской дороге была специально построена станция с красноречивым названием «Рюриково» и вокзал в стиле а ля рюсс (вокзал закрыт в 1990-е гг. и находится в аварийном состоянии, вместо него используется железнодорожная платформа). При вокзале была станционная церковь. От вокзала до усадьбы шла дорога протяжённостью около 20 верст.