» » Австро-Венгерская полярная экспедиция

Австро-Венгерская полярная экспедиция

09.09.2021


Австро-Венгерская полярная экспедиция — арктическая экспедиция по поиску Северо-Восточного прохода, совершённая в 1871—1874 годах под руководством Юлиуса Пайера и Карла Вайпрехта. В ходе экспедиции был открыт и частично исследован архипелаг Земля Франца-Иосифа. Участники экспедиции были спасены русской промысловой шхуной «Святой Николай» под командованием Ф.И. Воронина, доставившей их в норвежский Вардё.

Предпосылки

В России со второй половины XIX века предполагалось наличие неисследованных земель между Новой Землёй и Шпицбергеном, однако из-за недостатка средств русская экспедиция не состоялась.

В конце 1860-х годов, в Австро-Венгрии, Юлиусом Пайером и Карлом Вейпрехтом был предложен план масштабной экспедиции для исследования области к северо-востоку от Новой Земли, которая в то время была неизученной. Сумев убедить нескольких богатых лиц среди австро-венгерской знати в важности исследования, они собрали необходимые средства.

Цель экспедиции

Целью экспедиции было нахождение Северо-Восточного прохода между Тихим и Атлантическим океанами. В планах было совершение путешествия из Норвегии в Америку за 2,5 года.

В своей записке начальникам экспедиции Австрийское географическое общество о целях сообщало:

«При благоприятных условиях льда надлежит пройти с запада до Берингова пролива и вернуться через него. Достижение возможно большей широты является вопросом второстепенным и рекомендуется при исключительно благоприятных условиях. Попытки проникнуть к северному полюсу разрешаются только в том случае, когда достижение Берингова пролива в течение двух зим и трёх летних сезонов окажется неисполненным. Исходной точкой экспедиции назначается северный берег Новой Земли. Следует, насколько возможно, избегать приближения к известным берегам Сибири».

Пайер о задачах экспедиции писал следующее:

«Отдалённую цель, так сказать, идеал нашего путешествия, представлял северо-восточный проход. Ближайшее назначение «Тегетгофа» — исследование Ледовитого океана и земель к северо-востоку от Новой Земли». Но на северо-восток «Тегетгофу» не удалось проникнуть и на сто миль от Новой Земли. Льды повлекли его далеко на северо-запад в противоположную сторону. В Берингов пролив пройти не удалось, но жалеть об этом экипажу «Тегетгофа» впоследствии не приходилось».

Финансирование

Общая сумма финансирования составила 175 тысяч флоринов. Из них 40 тысяч флоринов пожертвовал граф Вильчек, император Франц-Иосиф предоставил субвенцию в размере 4 тысяч флоринов, граф Франц фон Сальм передал 20 тысяч флоринов, Географическое общество Вены передало 100 флоринов, Императорско-королевское министерство культуры и образования передало 3 тысячи флоринов. Кроме этого перед IV Всемирной выставкой, проходившей в Вене в 1873 году, было собрано около 12,5 тысяч флоринов.

Корабль

Для экспедиции на верфях Teklenborg & Beurmann в Бремерхафене в начале 1871 года было построено деревянное судно «Адмирал Тегетгоф». Это была трёхмачтовая шхуна (баркентина) водоизмещением 220 тонн и длиной 38,34 метра. Корабль был оборудован паровой машиной мощностью 100 лошадиных сил, с собой можно было взять 130 тонн угля. На корабле было размещено продовольствие на 2,5—3 года путешествия.

Команда

В команду вошли 24 человека флота Адриатического моря из разных частей Австро-Венгрии, причём большая часть из Истрии и Далмации — именно там чаще всего набирали людей для австро-венгерского флота. Членами экипажа стали: 9 австрийцев, 1 венгр, 1 чех из Моравии, 1 (предположительно) итальянец и около 12 истрийцев и хорватов — преимущественно из Риеки, Пломина, Ловрана, Бакара, Волоско, Цреса, Мали-Лошиня, Брача, Хвара.

  • Карл Вайпрехт — командир экспедиции на время плавания (из Михальштадта)
  • Юлиус Пайер — командир экспедиции во время исследования на земле (из Теплице)
  • Густав Брош (Gustav Brosch) — первый офицер (из Хомутова, Богемия)
  • Эдуард Орель (Eduard Orel) — второй офицер (из Нов-Йичин, Моравия)
  • Доктор Юлиус Кепес (Dr. Julius Kepes) — судовой врач (из Vari a.d. Theiß, Венгрия)
  • Эллинг «Олаф» Карлсен (Elling «Olaf» Carlsen) — гарпунёр, ледовый лоцман (капитан торгового флота в Тромсё)
  • Пьетро (Петар) Луисина — боцман, капитан (из Черсо)
  • Антон (Антэ) Весерина (Anton (Ante) Vecerina) — столяр (из Драга около Фиума)
  • Отто Крыж (Otto Krisch) — механик, машинист (из Пачлавице, Моравия)
  • Йозеф Поспишил (Josef Pospischil) — пожарный, кочегар (из Пшерова)
  • Иоганн Орач (Johann Oratsch) — кок (из Граца)
  • Александр Клоц (Alexander Klotz) — проводник по льдам, охотник (из Пассирии)
  • Иоганн Халлер (Johann Haller) — проводник по льдам, охотник (из Пассирии)

Ход экспедиции

Юлиус Пайер (справа) и Карл Вейпрехт (слева) на обложке издания «Illustriertes Wiener Extrablatt» (25 сентября 1874 года)

1872 год

13 июня 1872 года «Адмирал Тегетгоф» покинул германский порт Бремерхафен и отправился в Баренцево море.

Тот год был очень ледовитым, и «Адмирал Тегетгоф» был затёрт льдами у западного берега Новой Земли. Осенью корабль вместе со льдами вынесло в открытое море, наступила полярная ночь с штормами и метелями. Сто тридцать суток судно находилось под постоянной угрозой быть раздавленным льдами и пойти ко дну. Почти ежедневно участники экспедиции готовились покинуть судно. «Это были жуткие моменты, когда приходилось одеваться, чувствуя, как дрожат стенки судна, в то время как лёд снаружи трещал и скрипел. Выбегаешь на палубу с котомкой в руках, готовый бросить судно и странствовать — куда, никто из нас не знал. А льдины вокруг продолжали громоздиться одна на другую, влезая на палубу. Ничто не оставалось в покое».

1873 год

Весной, когда льдины вокруг судна смёрзлись в большие поля, ветра и течения отнесли «Тегетгоф» далеко от места, где он был скован льдами: корабль оказался в 250 километрах к северу от Новой Земли, в водах, которые до этого не посещались человеком. Летом ситуация не изменилась, и члены экспедиции начали готовиться ко второй вынужденной зимовке. Однако 30 августа 1873 года было получено подтверждение предположения П. А. Кропоткина о существовании земли на севере Баренцева моря. «Внезапно на севере туман рассеялся совсем и мы увидели очертания скал. А через несколько минут перед нашими глазами во всём блеске развернулась панорама горной страны, сверкавшей своими ледниками». Австрийцы назвали открытую землю Землёй Франца-Иосифа.

Вскоре после этого судно стало относить к югу, и только 1 ноября участникам экспедиции удалось вступить на открытую землю. Первым они посетили остров на юго-востоке Земли Франца-Иосифа, которому дали название Вильчек. Дальнейшее исследование не представлялось возможным до окончания полярной ночи.

1874 год

В начале марта 1874 года от цинги скончался машинист Отто Крыж. Однако этой же весной заболевания прекратились, во многом благодаря удачной охоте на белых медведей: убито было 67 животных.

В начале марта, с восходом солнца, началась подготовка к санной экспедиции. Были посещены мыс Тегетгоф, ледник Сонклар на острове Галля. Температура на вершине ледника была крайне низкой: термометр показывал ниже 50° по Цельсию. Для неподготовленных к таким условиям членов экспедиции ночёвки в палатке в это время были мучительны.

Санная экспедиция состоялась в конце марта. Собак было только три, поэтому сани перетаскивали люди. В этот раз члены экспедиции дошли до крайней северной оконечности Земли Франца-Иосифа, которую назвали мысом Флигели. Пайер не знал, что этот мыс является самой северной точкой архипелага, он полагал, что к северу находится другая земля, которую он назвал Земля Петермана.

Спасение экспедиции

Не имея данных об экспедиции, правительство Австро-Венгрии через посланника в России ещё весной 1873 года передало воззвание к русским «китоловам и другим мореходцам», намеревающимся отправиться к Новой Земле, подключиться к поискам пропавшей экспедиции и пообещало за достоверные сведения или документы об этом премию 600 р. серебром. По указанию архангельского губернатора объявления в количестве 500 экз. были разосланы полицейским чиновникам всех приморских уездов для распространения между рыбопромышленниками, развешаны на пристанях Архангельска, на пароходах Беломорско-Мурманского срочного пароходства.

В мае Вейпрехт решил бросить затёртый льдами корабль и вернуться на лыжах и на лодках. 14 августа 1874 года участники экспедиции достигли открытого моря, по которому двинулись на 4 шлюпках.

12(24) августа шлюпки австрийской экспедиции встретились с лодкой с В. Евтюховым и И. Клевиным с промысловой русской шхуны «Святой Николай», стоявшей на якоре у становища «Пуховая река» на Новой Земле с 4(16) августа 1874 года. Именно этот пункт был последней надеждой Ю. Пайера, ожидавшего встретить там кого-либо из промысловиков. Если бы не «Святой Николай», экспедиции пришлось бы продолжить плавание на шлюпках сначала вдоль берегов Новой Земли, потом — вдоль материка к западу, в то время как продовольствие было на исходе.

По воспоминаниям Ю. Пайера, русские накормили их олениной, рыбой, хлебом, маслом, угостили водкой. Потом австрийцы посетили другую русскую шхуну, стоявшую неподалеку. К. Вайпрехт и Ю. Пайер договорились с капитаном «Святого Николая» Ф. И. Ворониным о доставке экспедиции в Вардё за 1200 р. серебром и обещая передать три экспедиционных шлюпки из четырех, а также пару ружей Лефоше.

14(26) августа «Святой Николай» взял курс на Норвегию.

По пути шхуна выдержала в море сильный шторм, о котором Пайер написал: «27 и 28 августа море было бурным. Ветер с северо-востока гнал огромные валы прямо на наш корабль. При виде их мы пробовали себе представить, что сталось бы с нами в наших маленьких лодчонках, если бы мы отправились в них этим же путём!»

22 августа (3 сентября) «Святой Николай» доставил экспедицию в г. Вардё. Там первооткрыватели Земли Франца-Иосифа подарили на память русским патроны, жестяные котелки, металлические ложки, а в ответ получили шкуры белых медведей — наиболее ценную часть их добычи на Новой Земле.

Ф. И. Воронин был награждён австрийским правительством «золотым крестом за заслуги с короною» и денежной премией, а В. Евтюхов и И. Клевин получили серебряные кресты. По представлению министра финансов Российской империи император Александр II наградил Воронина серебряной медалью «За усердие» для ношения на шее на Аннинской ленте, а Евтюхову и Клевину «за подвиги человеколюбия» были пожалованы серебряные медали «За спасение погибавших» для ношения на груди на Владимирской ленте. Прочие 7 членов экипажа шхуны, в том числе и 12-летний юнга Степан Клевин, получили «денежные выдачи по 50 руб. на каждого».

Итоги, значение, память об экспедиции

В 1875 году на 48-й Ассамблее физиков и естествоиспытателей Карл Вейпрехт представил доклад «Основные принципы исследования Арктики». Он высказал идею создания нескольких действующих одновременно полярных станций, проводящих «скоординированные и синхронизированные наблюдения, чтобы предоставить информацию о характеристиках, изменениях и особого характера явлений в пространстве и времени». Предполагалось, что исследования должны проводиться именно на наземных станциях, а не на кораблях. Этот доклад способствовал тому, что в 1879 году на Международном метеорологическом конгрессе была одобрена идея о проведении первого Международного полярного года.

В конце 1970-х годов специалисты Диксонской гидробазы Министерства морского флота СССР нашли письмо Карла Вейпрехта на острове Ламон. Они наткнулись на полуразрушенный каменный гурий, разобрав который, обнаружили деревянный цилиндр, заткнутый пробкой и залитый суриком. В письме, более 100 лет пролежавшем в контейнере, содержалась информация о бедственном положении экспедиции и приводились координаты юго-восточной оконечности архипелага. Листы были обёрнуты в фольгу и восковую бумагу, что способствовало их хорошей сохранности. Письмо было передано гидрографами в Музей Арктики и Антарктики в Ленинграде. Покинув Землю Франца-Иосифа, Юлиус Пайер заявил: «Годы пройдут, а эти негостеприимные берега останутся теми же, и снова воцарится здесь нарушенное нами их великое одиночество… Посещённые нами страны едва ли когда-нибудь окажут материальную пользу человечеству».

В 1990 году состоялась экспедиция на Северный полюс, в ходе которой были посещены места стоянок экспедиций разных стран, состоявшихся в XIX — начале XX века. В том числе состоялось посещение могилы Отто Крыжа, скопирован текст надписи на латунной табличке, прикреплённой к кресту, установленному на могиле. После экспедиции был сделан перевод текста: «Здесь умер Отто Крыж, машинист австрийской экспедиции на паровом судне «Адмирал Тегетгоф». 18.03.74 г. Прожил 29 лет. Покой душе твоей».

В 2003 году опубликован роман Кристофа Рансмайра «Ужасы льдов и мрака» (нем. Die Schrecken des Eises und der Finsternis). Герой романа решает пройти по маршруту экспедиции. В тексте содержатся фрагменты переписки и дневников участников экспедиции.

Весной 2005 года состоялась австрийско-русская экспедиция по маршруту первооткрывателей.