Та‘аддуд аз-завджат (араб. تعدد الزوجات — букв. многожёнство, полигамия) — термин шариатского законодательства, определяющий совокупность предписаний о многожёнстве. С точки зрения законодательства факт многожёнства в зависимости от ситуации может быть оценен и как мубах (дозволенное), и как макрух (порицаемое), и как ваджиб (обязательное). Мусульманину запрещено иметь одновременно более четырёх жен.
Обоснование
Основным кораническим обоснованием многожёнства является аят суры Ан-Ниса (Женщины):
Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трёх, четырёх. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности).
— 4:3 (Кулиев)
Справедливость
Справедливость, которая требуется в Коране от мужчины-многожёнца, состоящем в так называемом «равноправном браке», должна проявляться в равном обеспечении в еде, питье, одежде, жилье и т. д. При этом понятие «равное» подразумевает обеспечение каждой из жён тем, что ей необходимо, а не предоставление каждой супруге одинакового количества всего, что возможно.
Мужчина обязан предоставить каждой из жен отдельное жильё. Если жёны согласны, то они могут жить в одном доме, но в разных комнатах. Муж не должен предоставлять одной из жён роскошный дом, а другую поселять в старую хибарку.
Муж обязан одинаково делить дни и ночи, которые проводит со своими супругами. С разрешения одной из жён, мужчина может проводить у неё меньше времени, чем у другой.
Что же касается любви, то человек не в состоянии разделить это чувство равномерно между жёнами. Шариат не обязывает испытывать любовь в равной степени к каждой из супруг.
Шариатские предписания
В зависимости от ситуаций, связанных с мужчиной, многоженство может быть для него желательным (мустахабб), нежелательным (макрух) или запретным (харам).
- Если жена не оберегает целомудрия мужа или тяжело больна, бесплодна и так далее, а муж желает ребёнка, то ему желательно (мустахабб) жениться на другой.
- Если мужчина желает жениться на другой женщине без нужды или же для увеличения почёта в обществе, то в этом случае многоженство является для него нежелательным (макрух).
- Если мужчина беден, слаб или уверен в том, что не сможет проявлять справедливость между женами, то в этом случае многоженство для него является греховным делом.
Польза многожёнства
Мусульмане считают, что многоженство решает ряд социальных проблем:
- Оберегание мужчины от прелюбодеяния. Природное естество многих мужчин таково, что они прибегают к супружеским изменам, что в свою очередь ведет к распространению венерических заболеваний, увеличению разводов и так далее.
- Защита женщины.Многожёнство даёт возможность большему количеству женщин находиться под опекой и обеспечением мужа.
- Потомство. Многоженство способствует увеличению потомства.
По мнению имама Центральной мечети г. Махачкалы Магомедрасула Саадуева «мужчин, которые сознательно идут на такой шаг, можно считать патриотами, поскольку они берут под опеку две, а то и три-четыре семьи. Таких мужчин надо обеспечить привилегиями».
Многожёнство в разных странах
В большинстве исламских стран, многожёнство является правовой нормой. Однако, в Турции, Тунисе и Алжире многожёнство законодательно запрещено. В Иране для повторного вступления в брак необходимо согласие первой жены. В Ираке, Марокко, Сирии и Пакистане для этого нужно получить разрешение властей.
В России многожёнство запрещено федеральным законом. А в начале 2000-х президент Ингушетии Руслан Аушев разрешил многоженство в республике, но вскоре ингушских мужчин снова лишили возможности иметь несколько жен.
Нигерийский имам Мохаммед Альхаджи был приговорён к смерти за избыточное многожёнство, однако в итоге был освобождён.