Многожёнство в исламе



Та‘аддуд аз-завджат (араб. تعدد الزوجات‎ — букв. многожёнство, полигамия) — термин шариатского законодательства, определяющий совокупность предписаний о многожёнстве. С точки зрения законодательства факт многожёнства в зависимости от ситуации может быть оценен и как мубах (дозволенное), и как макрух (порицаемое), и как ваджиб (обязательное). Мусульманину запрещено иметь одновременно более четырёх жен.

Обоснование

Основным кораническим обоснованием многожёнства является аят суры Ан-Ниса (Женщины):

Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трёх, четырёх. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности).


— 4:3 (Кулиев)

Справедливость

Справедливость, которая требуется в Коране от мужчины-многожёнца, состоящем в так называемом «равноправном браке», должна проявляться в равном обеспечении в еде, питье, одежде, жилье и т. д. При этом понятие «равное» подразумевает обеспечение каждой из жён тем, что ей необходимо, а не предоставление каждой супруге одинакового количества всего, что возможно.

Мужчина обязан предоставить каждой из жен отдельное жильё. Если жёны согласны, то они могут жить в одном доме, но в разных комнатах. Муж не должен предоставлять одной из жён роскошный дом, а другую поселять в старую хибарку.

Муж обязан одинаково делить дни и ночи, которые проводит со своими супругами. С разрешения одной из жён, мужчина может проводить у неё меньше времени, чем у другой.

Что же касается любви, то человек не в состоянии разделить это чувство равномерно между жёнами. Шариат не обязывает испытывать любовь в равной степени к каждой из супруг.

Шариатские предписания

В зависимости от ситуаций, связанных с мужчиной, многоженство может быть для него желательным (мустахабб), нежелательным (макрух) или запретным (харам).

  • Если жена не оберегает целомудрия мужа или тяжело больна, бесплодна и так далее, а муж желает ребёнка, то ему желательно (мустахабб) жениться на другой.
  • Если мужчина желает жениться на другой женщине без нужды или же для увеличения почёта в обществе, то в этом случае многоженство является для него нежелательным (макрух).
  • Если мужчина беден, слаб или уверен в том, что не сможет проявлять справедливость между женами, то в этом случае многоженство для него является греховным делом.

Польза многожёнства

Мусульмане считают, что многоженство решает ряд социальных проблем:

  • Оберегание мужчины от прелюбодеяния. Природное естество многих мужчин таково, что они прибегают к супружеским изменам, что в свою очередь ведет к распространению венерических заболеваний, увеличению разводов и так далее.
  • Защита женщины.Многожёнство даёт возможность большему количеству женщин находиться под опекой и обеспечением мужа.
  • Потомство. Многоженство способствует увеличению потомства.

По мнению имама Центральной мечети г. Махачкалы Магомедрасула Саадуева «мужчин, которые сознательно идут на такой шаг, можно считать патриотами, поскольку они берут под опеку две, а то и три-четыре семьи. Таких мужчин надо обеспечить привилегиями».

Многожёнство в разных странах

В большинстве исламских стран, многожёнство является правовой нормой. Однако, в Турции, Тунисе и Алжире многожёнство законодательно запрещено. В Иране для повторного вступления в брак необходимо согласие первой жены. В Ираке, Марокко, Сирии и Пакистане для этого нужно получить разрешение властей.

В России многожёнство запрещено федеральным законом. А в начале 2000-х президент Ингушетии Руслан Аушев разрешил многоженство в республике, но вскоре ингушских мужчин снова лишили возможности иметь несколько жен.

Нигерийский имам Мохаммед Альхаджи был приговорён к смерти за избыточное многожёнство, однако в итоге был освобождён.