Махитаров, Леонтий Григорьевич



Леонтий Григорьевич Махитаров (30 сентября 1937 года, с. Меловатка, Калачеевский район, Воронежская область, РСФСР, СССР - 7 марта 1999 года, Домодедово, Московская область, РФ) – советский и российский инженер-строитель и поэт. Главный инженер дирекции строительства Байкало-Амурской магистрали в 1985-1993 годах, главный инженер Байкало-Амурской железной дороги в 1993-1997 годах.

Биография

Родился 30 сентября 1937 года в селе Меловатка Калачеевского района Воронежской области. Родители – армяне, выходцы из Эрзурума.

В 1944 году поступил в Меловатскую среднюю школу, которую закончил в 1954 году.

В 1959 году закончил Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта, получив специальность инженера путей сообщения по мостам и тоннелям.

По направлению МПС прибыл на Львовскую железную дорогу, начав трудовую деятельность в Коломыйской дистанции дорожным, затем мостовым и тоннельным мастером.

В 1961 году назначен заместителем начальника Самборской дистанции пути по искусственным сооружениям, а в 1964 году стал главным технологом дорстройтреста Львовской железной дороги.

В 1968 году Л.Г. Махитаров назначается главным инженеров СМП-178 (ст. Мукачево), а в 1970 году – начальником СМП (ст. Тернополь) дорстройтреста Львовской железной дороги.

Член КПСС с 1962 года.

Поворотным моментом для Л.Г. Махитарова стал сентябрь 1974 года. Судьба связала его с Дальним Востоком. По собственной инициативе он был переведён в распоряжение Дорстройтреста ДВЖД и назначен главным инженером СМП-368 (ст. Южно-Сахалинск), а затем работает начальником планового отдела мостопоезда №30 треста Мосттоннельремстрой ДВЖД.

В 1982 году, приняв приглашение друзей, перешёл на работу в дирекцию строительства БАМ (начальник оперативно-производственной службы).

Профессиональная подготовка и большой опыт работы всегда помогали Л.Г. Махитарову справляться с любым поручаемым ему сложным участком работы. Эти качества очень пригодились Леонтию Григорьевичу при работе его в должности главного инженера дирекции строительства БАМ, на которую его выдвинули в 1985 году.

Во время работы на БАМе Л.Г. Махитаров активно включился в организацию проектно-сметного обеспечения строительства БАМ (АЯМ, вторых путей и т.д.), реализацию технических решений и ряда других неотложных вопросов.

Он стал одним из немногих, кто выступил в защиту региона БАМ от нападок перестроечной прессы, и едва ли не единственным, чей голос был услышан: в январе 1989 года в газете «Мосты магистрали» появилась его поэма, которая так и называлась: «Я защищаю БАМ!»

«На целой газетной полосе поэт-инженер смело высказал все чувства, которые переполняли его в трудный для дороги момент: недоумение от трусости ученых, моментально отказавшихся от своих великих замыслов в зоне БАМа, презрение к комсомольским лидерам, предавшим своих добровольцев и в дни празднования юбилея комсомола не сказавшим ни единого слова о великой стройке. Клокотал в поэме и гнев на журналистов, сначала создавших ненужный бамовцам ажиотаж, а потом ретиво ставших разоблачать «дорогу в никуда»:

Л.Г. Махитаров активно занимался общественной деятельностью: он избирался депутатом Тындинского городского Совета народных депутатов, возглавлял планово-бюджетную комиссию, являлся членом партийного комитета управления дороги.

В 1993-1997 годах - главный инженер Байкало-Амурской железной дороги.

В 1997 году БАМ расформировали. Махитаров, как и многие другие руководители дороги, уехал из Тынды. Вместе с семьёй Леонтий Григорьевич переехал в Московскую область в город Домодедово.

7 марта, за три месяца до празднования 25-летия БАМа, прошедшего 19 июня 1999 года в ГЦКЗ Россия, Л.Г. Махитаров скоропостижно скончался от острой сердечной недостаточности на шестьдесят втором году жизни.

Время всё расставило по своим местам. Строки его поэмы

оказались поистине пророческими: сегодня БАМ работает и развивается. С 2014 года ведётся строительство вторых путей БАМа, начаты работы по прокладке второй нитки Северомуйского тоннеля.

Выступая в 2019 году в дни 45-летия БАМа, Владимир Путин назвал масштабную модернизацию БАМа и Транссиба одним из приоритетных проектов, которые стоят перед Россией.

Награды

Награждён орденом Дружбы народов и многими медалями СССР. Почётный железнодорожник.

Семья

  • Жена - Галина Георгиевна, русская (1937 г.р.), по специальности фельдшер.
  • Дети - Арсен (1960 г.р.), по специальности инженер-мостовик, Тамара (1964 г.р.), по специальности педагог.