Автомобильный накопитель элеваторного типа



Автомобильный накопитель элеваторного типа (АНЭТ) (англ. rotary parking, нем. Paternoster) (другие названия: роторная парковка, роторный паркинг, роторная стоянка, парковочная система вертикального циркуляционного типа, парковочная система роторного (карусельного) типа, патерностер) — роторная система парковки автомобилей, обеспечивающая продолжительное хранение автомобилей на её несущих платформах.

Для вариантов вертикального исполнения АНЭТ характерно наличие пары верхних и пары нижних цепных звёздочек, приводящих в движение пару бесконечных тяговых органов (отрезки цепи, консоли), на которых равноудалённо друг от друга через консоли закреплены несущие платформы. Выполнение одной парковочной операции (прием/выдача автомобиля) сопровождается перемещением всех несущих платформ и расположенных на них автомобилей до тех пор, пока требуемая несущая платформа не займёт загрузочную позицию.

Первый АНЭТ появился в США в городе Чикаго в 1937 году. Сейчас АНЭТ нашли широкое применение на Дальнем Востоке и в США. В Японии первые АНЭТ появились в 1962 году и в настоящее время их численность превышает 10000 штук. Сегодня существует большое разнообразие конструктивных форм АНЭТ.

Назначение

Хранение автомобилей в стесненных городских условиях, в непосредственной близости от жилых домов, административных зданий, торговых и выставочных комплексов.

Классификация

В общем виде АНЭТ классифицируют следующим образом:

  • По расположению АНЭТ относительно уровня земли
    • подземные (поддорожные)
    • надземные
    • расположенные частично под землей, частично над землей (комбинированные, использующие как надземное, так и подземное пространство).
  • По способу загрузки автомобилей на несущие платформы
    • с применением собственных мощностей автомобиля
    • с применением специальных перегрузочных устройств
    • комбинированный способ загрузки.
  • По направлению движения тягового органа на прямолинейных участках
    • вертикальные
    • горизонтальные
      • тяговый орган в вертикальной плоскости
      • тяговый орган в горизонтальной плоскости
    • округлой формы (с разведенными ветвями)
    • комбинированные.
  • По месту расположения в АНЭТ загрузочно-разгрузочных позиций
    • в верхней части
    • в нижней части
    • на промежуточных участках между верхней и нижней частями.
  • По расположению тяговых органов
    • без горизонтального смещения одного тягового органа относительно другого в своей плоскости
    • с горизонтальным смещением (система патерностер).
  • По роду несущей платформы
    • люлечного типа
    • полочного типа
    • поворотная.
  • По расположению несущих платформ
    • относительно друг друга
      • с расставленными несущими платформами
      • с сомкнутыми несущими платформами
    • относительно тяговых органов
      • продольное расположение
      • поперечное расположение.

Достоинства и недостатки

Достоинства

  • эффективность использования пространства;
  • удобство парковки и вывода с парковочного места автомобиля;
  • временная легковозводимая конструкция.

Недостатки

  • любая транспортная операция, включающая разгон и торможение всех перемещаемых объектов, сопряжена с высокими эксплуатационными расходами;
  • относительно небольшие скорости перемещения автомобилей (по сравнению с автомобильным подъёмником лифтового типа (АПЛТ);
  • меньшая надежность (по сравнению с рамповыми заездами и АПЛТ).

Устройства безопасности

  • аварийные выключатели;
  • вспомогательные зеркала;
  • датчик слабины, либо обрыва цепи тягового органа;
  • ловители несущих платформ, контррельсы (на случай обрыва цепи тягового органа);
  • предохранительные заслонки (ворота, шлагбаум);
  • противооткатные устройства на несущих платформах (для передней пары колес);
  • световые системы оповещения водителей;
  • система аварийного энергообеспечения;
  • устройство контроля веса автомобилей;
  • устройства (датчики) слежения за автомобилем.