Центральный дом авиации и космонавтики



Центральный дом авиации и космонавтики ДОСААФ России — музей авиационной и космической тематики в Москве. Основан в 1924 году. Занимает здание, построенное в 1908 году для ресторана «Аполло» в Петровском парке. Здание музея имеет статус выявленного объекта культурного наследия.

История

Ресторан «Аполло»

В XIX—XX веках в Петровском парке было открыто множество загородных ресторанов. Одним из них стал ресторан «Аполло». Его здание было построено в 1908 году в духе эклектики. Ресторан имел островерхую крышу и две мавританские башенки, при нём был большой сад. Принадлежал «Аполло» предпринимателю Илье Арефьевичу Скалкину, ранее открывшему ресторан «Эльдорадо» на противоположной стороне улицы. В отличие от «Эльдорадо», в «Аполло» основной акцент делался на развлекательные программы. В частности, посетителям предлагался «грандиозный концерт-монстр». В «Аполло» впервые была организована служба трансферов, когда по телефону можно было заказать автомобиль в любую точку Москвы. После Октябрьской революции ресторан был закрыт, а его помещение пришло в запустение.

Основание музея

Идея создания в СССР авиационного музея появилась в начале 1920-х годов. В начале 1924 года группа авиационных работников при поддержке Осоавиахима (тогда ОДВФ) Северо-Западной области приступила к организации в Ленинграде первого в стране аэромузея. Он был учреждён 6 ноября 1924 года под названием «Центральный аэромузей ОДВФ СССР». Музей был небольшим, он занимал две комнаты и вестибюль дома № 49 по проспекту Володарского (ныне Литейный проспект). При музее была читальня и лекционный зал. Предполагалось, что он станет неофициальным аэроклубом и местом встречи авиаторов, а также площадкой для распространения авиационных знаний среди населения. Эти идеи получили широкую поддержку, но вскоре стало понятно, что музею необходимо значительно большее помещение. В Ленинграде не нашлось средств для организации крупного музея. Этот авиационный музей вскоре был реорганизован и переехал в помещение бывшего Суворовского музея, став музеем Осоавиахима Северо-Западной области, имевшем местное значение.

В 1925 году Центральный совет Осоавиахима принял постановлении об устройстве в Москве Центрального Аэрохиммузея общесоюзного значения. В его создании принимали участие председатель Совета народных комиссаров Алексей Рыков и начальник управления Военно-воздушных сил РККА Пётр Баранов. Музей предполагалось создать в кратчайшие сроки, а средства были ограничены, поэтому строительство нового музейного здания не планировалось. После долгих поисков подходящего для музея помещения большой площади выбор пал на здании бывшего ресторана «Аполло» с одним большим залом и рядом боковых комнат. Такой выбор был продиктован и тем, что рядом находились аэродром на Ходынском поле и Военно-воздушная академия. Здание ресторана к тому моменту нуждалось в серьёзном ремонте, однако он был проведён всего за несколько месяцев. Уже весной 1926 года туда начали свозить будущие экспонаты.

Активное участие в организации музея приняли ЦАГИ и Военно-воздушная академия. В ЦАГИ для аэродинамического отдела музея были изготовлены миниатюрная аэродинамическая труба, наглядные модели и диаграммы. Моторный отдел музея был обустроен преимущественно благодаря моторному отделу ЦАГИ. Слушатели Военно-воздушной академии принимали участие в обустройстве всех отделов музея. Ряд специально привлечённых авиаспециалистов и мастеров занимались разработкой планов отделов, научной обработкой и установкой экспонатов.

Центральный аэрохиммузей

18 января 1927 года состоялось открытие музея, получившего название «Центральный аэрохиммузей им. М. В. Фрунзе». Первыми его посетителями стали делегаты I Всесоюзного съезда Добровольного общества содействия авиационному и химическому строительству СССР.

Изначально в состав музея входили следующие отделы: 1) общественно-исторический; 2) история авиации; 3) самолеты, их устройство и оборудование; 4) авиамоторы; 5) воздушное сообщение; 6) метеорология и аэронавигация; 7) авиаспорт; 8) привязное и свободное воздухоплавание; 9) управляемое воздухоплавание; 10) аэродинамика. Три зала музея занимал химический отдел. Вскоре после открытия были расформированы общественный отдел, часть экспонатов которого были переданы в читальный зал, а также отдел деталей самолётов. При музее действовали научно-техническая библиотека, фототека, кинолекторий и модельно-макетная мастерская. Среди первых сотрудников был участник Первой мировой войны лётчик Александр Егоров.

Экспозиция музея постоянно пополнялась, чтобы давать представление о передовых достижениях в области авиации. Ежегодно заказывались модели новейших самолётов, приобретались образцы новейших моторов и различных приборов. В витринах музея было выставлено множество моделей самолётов в масштабе 1/10 — от исторических до современных. В частности, имелись модели всех самолётов, бывших на вооружении РККА в гражданскую войну. В аэроотделе экспонировался боевой германский самолет «Фоккер С1», а также уникальный планер Отто Лилиенталя 1895 года, выписанный из Германии по инициативе Н. Е. Жуковского. Были представлены самолёт Вуазена и триплан «Сопвич». Некоторые из авиационных моторов и корпусов самолётов были разрезаны пополам, чтобы проиллюстрировать их внутреннее устройство.

В музее была представлена большая модель гражданского аэропорта в масштабе 1/500, занимавшая целую комнату. Помимо поля аэродрома модель включала ангары для самолётов, поворотный эллинг для дирижабля, мастерские, гостиницы, жилые и служебные помещения. С краю, на берегу потока, размещалась силовая станция. Поток впадал в море (бассейн) с плавающими там моделями гидросамолётов. Затемняя комнату, можно было продемонстрировать ночное освещение аэропорта: зажигались огни окнах домов, медленно поворачивался указатель ветра, взлётно-посадочную полосу освещали маленькие прожекторы, в море мигал маяк.

В отделе воздухоплавания, были представлены модели от монгольфьера до современных дирижаблей. Были представлены модели дирижаблей ZR-3, LZ 127, R101. На втором этаже экспонировались планеры. Там был представлен макет Узун-Сырта, где располагалась Высшая лётно-планерная школа.

Химический отдел музея не был связан с авиационной тематикой и был посвящён военному и сельскохозяйственному применению химии. Там были представлены склянки с химическими веществами, образцы химического оружия и средств защиты от него.

В залах музея были выставлены многие образцы авиационного вооружения, парашютов, навигационных приборов, модели наблюдательных воздушных змеев и шаров, диаграммы и таблицы. На стенах находились фотографии, иллюстрирующие историю авиации, а также большая карта мира с обозначениями путей авиасообщения.

Во время Великой Отечественной войны в музее читались лекции об авиации для лётчиков и механиков. Во дворе выставлялись военные трофеи. После окончания войны экспозицию музея пополнили боевой самолёт Ла-7 Ивана Кожедуба и Як-3, подаренный колхозником колхозником П. П. Головатым лётчику Б. Н. Ерёмину.

Центральный дом авиации и ПВО

В 1948 году музей получил новое название — «Центральный дом авиации и ПВО им. М. В. Фрунзе». В нём появился новый отдел, демонстрирующий средства и организацию местной противовоздушной обороны. При нём действовали лекторское бюро и демонстрационные кинозалы. Музей организовывал передвижные выставки. К экспозиции добавились первые советские реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17.

Центральный дом авиации и космонавтики

В 1958 году музей был преобразован в «Центральный дом авиации и космонавтики», у него появился космический раздел. С 1971 года в музее проводятся Гагаринские чтения. В 1987 году музей был закрыт на капитальный ремонт в связи с ветхостью здания. Экспозиция была демонтирована. Честь экспонатов так и не были возвращены обратно, а некоторые оказались повреждены. Музей лишился многих книг, ковров и пианино немецкой работы. Из-за недостатка финансирования ремонт затянулся. Тем не менее, необходимые средства были найдены. Музей перешёл в ведение Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) — преемника ДОСААФ. Директором стал генерал-майор авиации, военный лётчик Пётр Вяликов. Музей был переведён на самофинансирование. В ноябре 1994 года первый зал обновлённого музея был открыт для посетителей.

В музее представлен тренажёр кабины космического корабля «Буран». При музее действуют Клуб ветеранов авиации и космонавтики, Ассоциация женщин летных специальностей «Авиатрисса».

Экспонаты

  • Модель цельнометаллического дирижабля с изменяемым внутренним объёмом (схема балочного стягивания) конструкции К. Э. Циолковского.

  • Двигатель мягкой посадки 11Д839М. Шесть таких двигателей крепится к днищу спускаемого аппарата космического корабля «Союз-ТМ».

  • Авиагоризонт тренажёра, предназначенного для отработки ручного и автоматического управления космическим кораблём «Буран».

  • Кресло и портфель Ю. А. Гагарина в воссозданном личном кабинете из Академии Жуковского.