» » 125-я истребительная авиационная дивизия ПВО

125-я истребительная авиационная дивизия ПВО

21.04.2021


125-я истребительная авиационная дивизия ПВО (125-я иад ПВО) — авиационное соединение ПВО Вооружённых Сил РККА, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.

История наименований

  • 125-я истребительная авиационная дивизия ПВО;
  • 125-я истребительная авиационная дивизия;
  • 125-я истребительно-бомбардировочная авиационная дивизия;
  • 125-я авиационная дивизия истребителей-бомбардировщиков;
  • Войсковая часть (Полевая почта) 35505;
  • Войсковая часть (Полевая почта) 80580 (с 01.10.1951 года).

История и боевой путь дивизии

125-я истребительная авиационная дивизия ПВО сформирована 3 марта 1942 года Приказом НКО СССР. После завершения формирования дивизия вошла в оперативное подчинение Тульского дивизионного района ПВО.

С февраля 1943 года дивизия выполняла задачу по прикрытию города Тулы и его промышленных объектов, железнодорожные участки Чернь, Горбачево, Тула, Серпухов, Волово, Сталиногорск, Кашира, Сухиничи, Козельск, Тула силами 960-го и 787-го полков и города Калуга, железнодорожные участки Калуга-Алексин-Тула, Сухиничи-Калуга-Малоярославец и мост через реку Угра возле Калуги силами 495-го иап.

С мая 1943 года дивизия вела боевые действия на Брянском фронте, а с июля вошла в состав Западного фронта ПВО. Части дивизии до мая 1944 года выполнили 8521 боевых вылетов, провели 131 воздушный бой, в которых сбили 48 самолётов противника.

До августа 1944 года дивизия находилась в оперативном подчинении 82-й дивизии ПВО Северного фронта ПВО, а затем вошла в оперативное подчинение вновь сформированного 13-го корпуса ПВО Северного фронта ПВО. Полки дивизии осуществляли противовоздушную оборону городов Вильнюс, Каунас и Лида, железнодорожных и шоссейных коммуникаций, мостов и переправ через реки Неман, Вилия, Нявежис, Дубиса, тыловых баз, объектов и войск 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов.

Войну дивизия закончил на аэродромном узле Каунас.

В составе действующей армии дивизия находилась с 3 марта 1942 года по 31 декабря 1943 года и с 25 июля 1944 года по 20 января 1945 года.

Послевоенная история дивизии

После войны дивизия продолжала выполнять задачи ПВО в составе 20-й воздушной истребительной армии ПВО Западного округа ПВО. В июле 1945 года в состав дивизии вошел 441-й истребительный авиационный полк ПВО из 106-й истребительной авиационной дивизии ПВО с перебазированием с аэродрома Двинск на аэродром Каунас. В декабре 1945 года полк из состава 125-й истребительной авиационной дивизии ПВО передан в состав 328-й истребительной авиационной дивизии ПВО и перебазировался на аэродром Брянск.

10 сентября 1945 года в состав дивизии вошел 416-й истребительный авиационный полк ПВО из состава расформированной 124-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Полк базировался на аэродроме Поддубье. С 14 февраля 1946 года полк расформирован в дивизии (директива ГШ КА № орг/10/88861 от 15.12.1945). С 15 февраля 1946 года в состав дивизии вошел 33-й истребительный авиационный полк ПВО, переданный из 106-й истребительной авиационной дивизии ПВО. С 1 июня 1946 года после расформирования 20-й ВИА ПВО и Западного округа ПВО дивизия действовала в составе 19-й воздушной истребительной армии ПВО Северо-Западного округа ПВО. 14 августа 1948 года после упразднения Северо-Западного округа ПВО дивизия вместе с армией вошла в состав Московского района ПВО.

После массового переименования частей и соединений 20 февраля 1949 года дивизия, не поменяв наименование, вошла в состав 88-го истребительного авиационного корпуса ПВО (до переименования 33-й истребительный авиационный корпус ПВО) 78-й воздушной истребительной армии ПВО (бывшей 19-й воздушной истребительной армии ПВО) Московского района ПВО. В мае 1949 года дивизия передана в состав 13-го истребительного авиационного корпуса ПВО.

10 октября 1951 года дивизия передана из войск ПВО в состав ВВС, войдя в подчинение 71-го истребительного авиакорпуса 24-й воздушной армии Группы Советских войск в Германии. Дивизия перебазировалась на аэродромный узел Финов (Финов, Лерц, Нойруппин и Темплин), а также поменяла свое наименование, условный номер воинской части и полевой почты: 125-я истребительная авиационная дивизия (Войсковая часть (Полевая почта) 80580).

С поступлением на вооружении новой авиационной техники полки дивизии к 1960 году освоили:

  • 33-й истребительный авиационный полк — самолёты МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19 (аэродром Лерц);
  • 730-й истребительный авиационный полк — самолёты МиГ-15 и МиГ-17 (аэродром Нойруппин);
  • 787-й истребительный авиационный полк — самолёты МиГ-15, МиГ-17 и Як-25М (аэродром Темплин).

В июле 1960 года 125-я истребительная авиационная дивизия была передана в созданную истребительно-бомбардировочную авиацию и получила наименование 125-я истребительно-бомбардировочная авиационная дивизия. Состав дивизии претерпел изменения.:

  • 33-й истребительный авиационный полк передан в состав 16-й гвардейской истребительной авиационной Свирской Краснознаменной дивизии;
  • 787-й истребительный авиационный полк передан в состав 16-й гвардейской истребительной авиационной Свирской Краснознаменной дивизии;
  • в состав дивизии вошел 19-й гвардейский истребительно-бомбардировочный авиационный полк (МиГ-17, аэродром Витшток);
  • в состав дивизии вошел 19-й гвардейский истребительно-бомбардировочный авиационный полк (МиГ-17, аэродром Пархим);

С февраля 1962 года дивизия начала осваивать новый самолёт истребительно-бомбардировочной авиации Су-7Б, с 1974 года — Су-17М и с 1977 года — МиГ-27.

С 1976 года все полки и дивизии истребительно-бомбардировочной авиации переименованы:

  • 125-я истребительно-бомбардировочная авиационная дивизия стала именоваться 125-й авиационной дивизией истребителей-бомбардировщиков;
  • 19-й гвардейский истребительно-бомбардировочный авиационный полк — 19-й гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков
  • 20-й гвардейский истребительно-бомбардировочный авиационный полк — 20-й гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков
  • 730-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк — 730-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков

В связи с распадом СССР и выводом войск из Западной группы войск 125-я авиационная дивизия истребителей-бомбардировщиков была расформирована в период с июля по октябрь 1993 года. Полки дивизии выведены на аэродромы России и расформированы:

  • 19-й гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков — аэродром Миллерово Ростовская область, расформирован в 2009 году;
  • 20-й гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков — 5 апреля 1994 года выведен из Западной группы войск с аэродрома Гросс-Дельн (Темплин) на аэродром Каменка с преобразованием в бомбардировочный авиационный полк и перевооружением на самолёты Су-24М. 1 мая 1998 года полк расформирован с передачей части личного состава и всех регалий в 899-й штурмовой авиаполк;
  • 730-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков — 29 мая 1991 года выведен в Московский военный округ и 20 июня 1991 года расформирован на аэродроме Мигалово.

Командиры дивизии

В составе объединений

Части и отдельные подразделения дивизии

За весь период своего существования боевой состав дивизии претерпевал изменения, в различное время в её состав входили полки:

Боевой состав на 9 мая 1945 года

Боевой состав на 1950 год

Боевой состав на 1960 год

Отличившиеся воины дивизии

  • Пирожков Борис Григорьевич, старший лейтенант, командир эскадрильи 787-го истребительного авиационного полка 125-й истребительной авиационной дивизии ПВО 14 февраля 1943 года удостоен звания Герой Советского Союза. Посмертно.

Участие в операциях и битвах

  • Битва за Москву
  • ПВО объектов Московского военного округа
  • ПВО объектов Западного фронта ПВО
  • ПВО объектов Северного фронта ПВО
  • ПВО объектов Ленинградского фронта
  • ПВО объектов 3-го Белорусского фронта
  • ПВО объектов Белорусско-Литовского военного округа

Итоги боевой деятельности

За период с 3 марта 1942 года по май 1944 года дивизия выполнила

Базирование