Маджму ат-Таварих



Маджму ат-Таварих (перс. ‎المجموع ‎التواریخ‎ — «Собрание историй») — сочинение на персидском языке написанное в XVI веке в Фергане муллой Сайф ад-Дином Аксикенди.

Основной сюжетной канвой сочинения служат жизнеописания касанских и ширкентских шейхов, в связи с которыми изложены события военной истории, сообщения о киргизских племенах, предания, и несколько эпизодов киргизского эпоса Манас.

История создания

Маджму ат-Таварих было написано по просьбе Сейид Джалал ад-Дина Касани, который считался отцом известного в Средней Азии Махдуми Азама (1461-1542), крупнейшего теоретика и шейха учения Накшбандия.

Сайф ад-Дин Аксикенди, сын дамуллы Шах Аббаса, умер, не окончив книги, и ее написание было завершено его сыном Навруз-Мухаммадом.

Рукописи и переводы

Известны три списка этого сочинения, которые по почерку и внешним признакам датируются концом XVIII — первой половиной XIX в. Один из них хранится в ЛО ИВ РАН, другой в Восточном отделе библиотеки СПбГУ, третий был обнаружен в Бишкеке. Списки эти в основном идентичны, имеющиеся в них разночтения относятся преимущественно к написанию географических названий и имен исторических и легендарных персонажей.

В 1973 году В. А. Ромодин издал перевод отрывков из Маджму ат-Таварих в сборнике «Материалы по истории киргизов и Киргизии». В 1996 году Маджму ат-Таварих был переведен полностью на киргизский язык О. Соороновым и М. С. Досболовым на основе бишкекского списка.

Значение

Маджму ат-Таварих не дает достаточно надежной базы для установления точной хронологии сражений и походов или определения точных дат жизни и смерти упоминаемых в тексте шейхов, ханов и военачальников. В сочинении, в форме легенды, в общих чертах отражены некоторые стороны исторического прошлого киргизов в XIV—XV вв. (в частности, их борьба против нашествий ойратов), многие этапы которого еще мало исследованы и плохо освещены другими введёнными в научный обиход источниками.

Историко-этнографические данные, хотя и приведенные в источнике в легендарных рассказах, отражают в какой-то мере родоплеменную структуру, существовавшую у киргизов в прошлом (XV-XVI вв.), и народные представления о происхождении основных ветвей киргизской народности, степени близости отдельных племен друг к другу и т.д. Эти данные были сопоставлены с собранным этнографами материалом, характеризующим родоплеменную структуру киргизов, и с позднейшими записями народных преданий о происхождении отдельных киргизских племен и их групп. Видный этнограф С. М. Абрамзон, отмечал ценность источника с точки зрения наличия в нём историко-этнографических данных о киргизской родоплеменной структуре и видел в нем доказательство глубокой традиционности генеалогических представлений киргизов. Следующие санжыра публиковались только в XIX-XX вв.