Список иностранных агентов (Россия)



Иностранный агент в России - лицо, с точки зрения российского государства получающее финансирование из-за рубежа и участвующее в политической деятельности, распространении сведения как средство массовой информации или сборе военно-технических сведений. На деятельность иностранных агентов государство накладывает ряд ограничений и требований. По состоянию на март 2021 года иностранные агенты в России делятся на три группы которые в разные годы были определены законодательно:

  • некоммерческие организации - иностранные агенты - с 2012 года.
  • СМИ - иностранные агенты - с 2017 года.
  • физические лица - иностранные агенты с 2020 года. Физическое лицо-иноагент может быть, дополнительно, признано СМИ, что влечёт для него обязанность регистрации соответствующего юридического лица.

Реестры (они же - списки) иностранных агентов ведёт Министерство Юстиции РФ добавляя в них информацию, или удаляя оттуда организации .

Законом предусмотрена обязанность организации, выполняющей функции иностранного агента самостоятельно сообщить об этом в Минюст, инициировав своё включение в реестр. Однако, Министерство Юстиции Российской Федерации может установить статус НКО как иностранного агента по своей инициативе и потребовать от НКО подать заявление о включении в реестр. При отказе НКО от подачи такого заявления, Минюст имеет право оштрафовать организацию или приостановить её работу на срок до полугода. Решение Минюста может быть оспорено в судебном порядке.

История

Поскольку включение в реестр многими расценивалось как навешивание на НКО негативно окрашенного ярлыка, который наносил удар репутации и представлял НКО неким враждебным элементом (в связи с толкованием словосочетания «иностранный агент» как синонима словосочетания «иностранный шпион») после принятия закона НКО не особенно активно исполняли его требования. Так по данным на 1 августа 2014 г. в реестр были включены лишь 11 организаций, несмотря на то, что официальными лицами всего через четыре месяца после принятия закона заявлялось о 654 организациях - потенциальных кандидатах на попадание в список. При этом, хотя ряд специалистов указывает на необходимость учёта иностранных агентов как лоббистов, считается, что ущерб репутации сохраняется и после исключения организации из реестра.

В дальнейшем, число НКО в реестре начало увеличиваться. Так, по состоянию на март 2017 года, в реестре состояло уже 102 организации, при этом части из них удалось добиться формального исключения. Однако, Минюст продолжал показывать их в списке на своём сайте, указывая дату и причину прекращения статуса иностранного агента. Ведение реестра регулировалось ведомственным приказом Минюста, который не предусматривал полного вычеркивания информации, и, к тому же, применялся непоследовательно. Так, в октябре 2015 года из реестра ненадолго исчезли сведения об организациях, которые были исключены из него, но, затем, эти сведения достаточно быстро вернулись в реестр. В результате, в январе 2016 года, Костромской центр поддержки общественных инициатив обжаловал в Верховном суде приказ Минюста о порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, заявив, что он противоречит федеральному закону об НКО и что продолжение присутствия в опубликованном реестре организации, которая прекратила выполнять функции иноагента, наносит ущерб её деловой репутации. По итогам юридических разбирательств, несмотря на первоначальную позицию Минюста о соответствии такого порядка ведения реестра закону, приказ был откорректирован, а сведения об организацих, переставших выполнять функции иноагента в марте 2017 года были полностью исключены из реестра. Графы о дате и причине исключения в самом реестре, при этом, остались.

Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента

Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента