Омен (фильм, 1976)



«Омен» (The Omen — досл. с англ. — «Знамение», «Предзнаменование») — американский фильм ужасов 1976 года режиссёра Ричарда Доннера, первая часть киносериала «Омен», повествующего о воцарении Антихриста на Земле. Премьера фильма состоялась 25 июня 1976 года. Фильм был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучшая музыка к фильму».

Сценарист Дэвид Зельцер переработал сценарий и издал знаменитый роман «Знамение», положивший начало книжному циклу «Омен», который продолжили Жозеф Ховард и Гордон Макгил.

Сюжет

Американский дипломат в Италии, Роберт Торн едет в римский роддом с тяжёлыми мыслями — его ребёнок умер при родах. Местный священник, отец Спилетто, предлагает Роберту усыновить мальчика, по совпадению родившегося одновременно с ребёнком Торна. Священник говорит, что мальчик стал сиротой, его мать умерла при родах. Боясь, что Кэтрин, жена Роберта, не переживет страшного известия, Роберт соглашается усыновить мальчика, не сообщая жене о подмене. Святой отец сообщает Роберту, что ребёнка зовут Дэмиеном.

Пять лет спустя Роберт получает должность американского посла в Англии, в связи с чем Торны переезжают жить в Лондон. На пятилетие Дэмиена его няня Холли замечает в парке огромного ротвейлера. Взгляд пса будто гипнотизирует девушку. Спустя короткий промежуток времени все гости праздника с ужасом видят, как поднявшись на крышу дома, Холли с петлей на шее прыгает вниз и погибает.

В доме Торнов появляется новая няня — миссис Бэйлок. Оказывается, что ни Роберт, ни Кэтрин не нанимали её. На вопрос, откуда она появилась, новая няня объясняет, что прислана агентством, которое узнало о гибели Холли из новостей. Она пытается убедить родителей Дэмиена не брать его с собой в церковь (при подъезде к которой у Дэмиена начинается истерика), а также приводит в дом собаку — того самого ротвейлера. Несмотря на уверения, что Дэмиен очень привязался к псу, который служит ребёнку отличным сторожем, Роберт требует от новой няни избавиться от собаки.

В кабинет Роберта приходит святой отец Бреннан, который пытается убедить Торна, что его сын — антихрист. Роберт отказывается его слушать и выпроваживает. Позже святой отец предпринимает ещё одну попытку поговорить с Робертом. Он убеждает встретиться с ним в парке и выслушать его. В парке Бреннан вновь утверждает, что Роберт воспитывает сына Дьявола. Кроме этого, святой отец утверждает, что Кэтрин беременна, но сторонники Дэмиена не допустят рождения ребёнка и убьют Кэтрин, а после и самого Торна. Священник умоляет Торна поехать в древний город Мегиддо и найти в нём человека по имени Бугенхаген. Роберт вновь отказывается верить Бреннану и уходит. Сразу после его ухода резко ухудшается погода. Священник бежит в церковь, но она оказывается запертой. В этот момент молния попадает в металлический штырь на крыше, который, падая, пронзает святого отца насквозь.

Дома Роберт замечает, что Кэтрин боится Дэмиена. Она также сообщает, что беременна (как и утверждал святой отец), но намерена сделать аборт.

Позже миссис Бэйлок, приглядывая за маленьким Дэмиеном, фактически направляет катающегося на детском велосипеде ребёнка в стул, на котором стояла Кэтрин. Врезавшись в стул, Дэмиен сбивает приёмную мать, отчего та падает с лестницы. Прибывший в больницу Роберт узнает, что его супруга осталась жива, но ребёнок, которого она ждала, погиб.

С Робертом связывается фотограф Кит Дженнингс, который снимал различные события в жизни посла, в том числе пятилетие Дэмиена. Он просит Роберта приехать к нему. Фотограф рассказывает, что нашёл на своих снимках странные полосы, которые выглядят как предзнаменования смерти: туманная петля вокруг шеи няни и полоса, пронзающая отца Бреннана. На вопрос Роберта о его личном интересе фотограф показывает своё фото, на котором также присутствует тёмная полоса, пересекающая шею фотографа.

Роберт решает присоединиться к расследованию. Герои отправляются в роддом, чтобы узнать, кем была настоящая мать Дэмиена. Прибыв на место, они узнают, что пять лет назад учреждение сгорело и никаких бумаг не осталось. Священник, который предложил Роберту усыновить Дэмиена выжил при пожаре, но получил серьезные ожоги и теперь живёт в отдалённом монастыре. Роберт и Дженнингс направляются в монастырь во Фрозиноне. Торн отчаянно просит священника подать знак, где искать сведения о биологической матери Дэмиена. Тот пишет название этрусского кладбища в Черветери.

На кладбище посол и фотограф находят могилу некой Марии Скиано, которая умерла в тот день, когда родился Дэмиен. Рядом находится могила её сына. Торн и Дженнингс вскрывают могилу Марии и к своему ужасу обнаруживают в ней скелет шакала, а в другой могиле — скелет младенца с проломленным черепом. Торн понимает, что это его настоящий сын, которого убили, чтобы Роберт взял на воспитание Дэмиена. Внезапно на фотографа и посла нападает стая ротвейлеров, от которых они спасаются и уезжают. Из отеля Роберт звонит в больницу жене и требует, чтобы она срочно покинула Лондон. Кэтрин не успевает этого сделать — её убивает миссис Бэйлок. Узнав о смерти жены, Роберт отчаивается и заявляет Дженнигсу, что хочет смерти Дэмиена. Они отправляются в город Мегиддо. Бугенхаген, о котором говорил святой отец, оказывается экзорцистом. Он даёт Роберту семь клинков, которыми необходимо уничтожить зверя, и объясняет, что ритуал изгнания Антихриста необходимо проводить в церкви. Он также подтверждает опасения посла на счет миссис Бэйлок — она прислужница дьявольского сына. Торн в ужасе от мысли об убийстве ребёнка, на что Бугенхаген отвечает ему, что Дэмиен — не человеческий ребёнок. Роберт может убедиться в этом: на теле Дэмиена должно иметься родимое пятно в форме трёх шестерок — числа зверя. Несмотря на это, посол выкидывает клинки. Протестующий Дженнигс подбирает кинжалы, но в это время у стоящего неподалеку грузовика со строительными материалами отказывает ручной тормоз, и сорвавшееся стекло отсекает фотографу голову(в ремейке его убивает не стекло, а совсем другой стройматериал). Поражённый смертью товарища, Торн забирает кинжалы.

Поздно вечером Роберт возвращается домой. Он вновь замечает ротвейлера. Ему удаётся запереть пса в подвале. Роберт поднимается наверх, выстригает клок волос на голове Дэмиена и убеждается в его сущности — под волосами у ребёнка находится родимое пятно с числом зверя. В этот момент на него нападает проснувшаяся воспитательница. Роберт борется с няней и в конечном счёте убивает её. Он бесцеремонно тащит Дэмиена до машины и везёт его в церковь в твёрдом намерении убить. Посол летит на огромной скорости, и за ним пускается в погоню полицейский патруль. Ворвавшись в церковь, Роберт заносит кинжал, но в последний момент колеблется, вбежавший вслед за ним полицейский убивает посла.

На похоронах Роберта Дэмиена держит за руку президент. Дэмиен поворачивается и улыбается.

В ролях

Производство

Кастинг

Помимо Грегори Пека, на роль Роберта Торна пробовались Чарлтон Хестон, Рой Шайдер и Уильям Холден. Однако роль досталась Пеку, притом что он не снимался в художественных фильмах с 1971 года. А Уильям Холден, в свою очередь, сыграл в сиквеле фильма.

Съёмки

Съёмки фильма проходили в период с 12 октября 1975 по 2 января 1976 года.

Для съёмок сцены с возбуждёнными бабуинами, атакующими автомобиль, был привлечён сотрудник Виндсорского зоопарка. Для этого он сел на заднее сиденье машины, которую атаковали бабуины, вместе с вожаком стаи, что вызвало повышенный уровень возбудимости стаи, а также привело к реальному испугу актрисы Ли Ремик.

При съёмках сцены с опрокидыванием аквариума с рыбой были использованы уже мёртвые сардины, окрашенные в оранжевый цвет. Использовать живую рыбу режиссёр отказался.

Для съёмок падения героини Ли Ремик в качестве пола была использована декорация, расположенная вертикально, что позволило не прибегать к услугам каскадёра.

Финансовая сторона фильма

В США фильм собрал 60 922 980 долларов, из них в первый уик-энд — 4 273 886 долларов. При этом бюджет фильма составил 2 миллиона 800 тысяч долларов, а также было затрачено 6 миллионов на рекламную кампанию фильма.

Для съёмок в фильме актёр Грегори Пек согласился снизить свой стандартный гонорар до 250 тысяч долларов при условии, что он также получит 10 % от прокатной прибыли фильма. В итоге Пек получил более 6 миллионов долларов, что явилось его самой высокооплачиваемой ролью на тот момент. Кроме того, 250 тысяч долларов в качестве гонорара получил композитор фильма Джерри Голдсмит.

Награды номинации

Награды

  • «Оскар» (1977)
    • Лучший оригинальный саундтрек (Джерри Голдсмит)

Номинации

  • «Оскар» (1977)
    • Лучшая песня к фильму — «Ave Satani» (Джерри Голдсмит)
  • «Золотой глобус» (1977)
    • Лучший актёрский дебют в мужской роли (Харви Стивенс)
  • BAFTA (1977)
    • Лучшая женская роль второго плана (Билли Уайтлоу)
  • «Золотой свиток» (1977)
    • Лучший фильм ужасов