Покидая Неверленд



«Покидая Неверленд» (англ. Leaving Neverland) — документальный фильм 2019 года, режиссёром и продюсером которого выступил Дэн Рид. Он посвящён двум мужчинам, Уэйду Робсону и Джеймсу Сейфчаку, которые утверждают, что, будучи детьми, подверглись сексуальному насилию со стороны певца Майкла Джексона.

Фильм является продуктом совместного производства британского телеканала Channel 4 и американской телекомпании HBO. Вслед за премьерой на кинофестивале «Сандэнс» 25 января 2019 года фильм был показан в США в двух частях 3 и 4 марта. Их показ в Великобритании состоялся 6 и 7 марта 2019 года. В России 15 марта фильм должен был быть показан на Первом канале, однако его сняли с эфира и перенесли премьеру в интернет.

Содержание

«Покидая Неверленд» рассказывает, как Джексон, предположительно, начал отношения с двумя молодыми фанатами, которым тогда было 7 и 10 лет, и их семьями. Фильм включает интервью с Сейфчаком и Робсоном, а также с их матерями, женами, братьями и сестрами. Фильм рисует картину продолжительного насилия, авторы исследуют сложные чувства, заставившие двух уже взрослых мужчин противостоять их переживаниям, после того, как у обоих родились собственные дети..

Предыстория

Джексон и Джеймс Сейфчак (справа) на Гавайях, январь 1988 года

В 1993 году Джексон был обвинён в сексуальном насилии над 13-летним Джорданом Чендлером, был подан гражданский иск и начато уголовное расследование. Артист урегулировал гражданское дело вне суда за нераскрытую сумму, надеясь защититься в уголовном суде. Но уголовные обвинения так и не были предъявлены: суд не признал наличие доказательств преступления, а жертва отказался поддерживать обвинение. В 2005 году суд присяжных признал Джексона невиновным в растлении Гевина Арвизо, хореограф Уэйд Робсон тогда выступил в качестве свидетеля со стороны певца и под присягой дал показания в его защиту. После смерти Джексона Робсон принимал участие в нескольких трибьютах в его честь, а затем попытался получить должность режиссёра шоу Цирка Дю Солей в память о музыканте, но получил отказ от распорядителей его наследием. После этого Робсон решил пойти другим путём и попытался продать издателям книгу о предполагаемом растлении над ним, но безуспешно. И лишь 2013 и 2014 годах соответственно Уэйд Робсон и Джеймс Сейфчак обратились в одну и ту же адвокатскую контору и подали против распорядителей наследием Джексона и его компаний многомиллионные иски, утверждая, что певец растлевал их в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Оба иска были отклонены судом в 2017 году.

Премьера

Перед премьерой фильма на кинофестивале Sundance в январе 2019 года распорядители наследием Джексона выпустили пресс-релиз: «Это ещё одна нелепая постановка в возмутительной и жалкой попытке использовать и заработать на Майкле Джексоне… Два обвинителя дали под присягой показания о событиях, которые никогда не происходили. Они не предоставили никаких независимых показаний и абсолютно никаких доказательств в поддержку своих обвинений». Представители кинофестиваля заявили, что они не собираются исключать фильм из программы. Премьера на кинофестивале состоялась 25 января 2019. Режиссёр Дэн Рид сказал: «Этим двум людям потребовалось большое мужество, чтобы рассказать свои истории, и я не сомневаюсь в их достоверности. Я считаю, что любой, кто посмотрит этот фильм, увидит и почувствует эмоциональную нагрузку, лежащую на людях и их семьях, и оценит силу, необходимую, чтобы противостоять устоявшейся тайне». Кроме того, режиссёр признался, что, снимая фильм, он специально ограничился интервью только с двумя обвинителями и их семьями, таким образом, полностью отказавшись представить в ленте любые свидетельства в защиту Джексона. В феврале 2019 года распорядители наследием певца подали иск против HBO и Channel 4, требуя 100 миллионов долларов. 14 декабря 2020 стало известно, что телекомпания HBO выплатит распорядителям наследия (семье Майкла Джексона) $100 млн за фильм «Покидая Неверленд»

Отзывы критиков

Журналист The Hollywood Reporter Дэниел Файнберг написал, что «Покидая Неверленд» «о том, что в течение 20+ лет Робсон и Сейфчак держали в секрете или даже лгали, скрывая правду, и ущерб, который это может нанести, сопоставим с самими предполагаемыми преступлениями». Он заключил, что «сомнительно, что вы будете чувствовать себя по-прежнему после просмотра». Telegraph присудил фильму 5/5, описав его как «ужасающую картину жестокого обращения с детьми». Критик Rolling Stone Дэвид Фир писал: "Предлагая этим людям трибуну, этот фильм явно занял определённую сторону.. Критик IndieWire Дэвид Эрлих написал, что фильм был «сухим» и «вряд ли великим кино», однако назвав его «важным документом для культуры, которая до сих пор не может ясно видеть себя в тени Майкла Джексона». Кинокритик сайта Worldofreel.com Джордан Ралми в своём обзоре написал: «Рид с помощью Робсона и Сейфчака нарисовал Джексона серийным растлителем, этот фильм создан для того, чтобы шокировать публику. При этом, ни в самой ленте, ни в обзорах критиков не упоминается сомнительное прошлое этих обвинителей. Им не задали ни одного неудобного вопроса», — пишет кинокритик.

Режиссёр фильма Дэн Рид признал, что не собирался брать интервью у других ключевых персонажей этой истории, поскольку их рассказы могли запутать или поставить под сомнение ту историю, которую он хотел поведать миру. При этом, отмечает Forbes, не учитывается важное обстоятельство: обвинения против Майкла Джексона получили куда больше публичного внимания, чем аналогичные скандалы с участием других известных людей. В середине 1990-х годов и в середине 2000-х пресса массово публиковала разоблачительные материалы, а затем Джексон предстал перед криминальным судом, подорвавшим его силы. Его дома были дважды без предупреждения подвергнуты тщательному обыску сотрудниками правоохранительных органов, однако юридически значимые доказательства, достаточные для обвинения, не были обнаружены. В 2005 году консервативный суд присяжных полностью оправдал Джексона по всем статьям. ФБР также проводило тщательное расследование. 300-страничное досье расследования по делу Джексона, опубликованное согласно Закону о свободе информации, не содержит доказательств преступления. Объективно снятый документальный фильм дал бы возможность свидетелям быть услышанными. Вместо этого фильм Leaving Neverland отметает точку зрения сотен первоисточников в пользу обвинений, исходящих от двух мужчин, ныне противоречащих своим собственным показаниям, которые они прежде давали под присягой, резюмирует Forbes.

После выхода «Покидая Неверленд» в течение того же года вышло несколько фильмов опровержений. Первый фильм вышел в США 20 марта «Неверленд из первых рук: расследование документального фильма Майкла Джексона» (англ. Neverland Firsthand: Investigating the Michael Jackson Documentary). Получасовой фильм через интервью с теми, кто ближе всего был к ситуации, в том числе членов семьи Джексона проливает свет на те важные факты, которые были упущены в ранней картине.

В фильме-опровержении «Ложь в фильме Покидая Неверленд» (англ. Lies of Leaving Neverland) демонстрируют зрителю основные «дыры» в историях обвинителей. Одним, из которых является разоблачение заявления Робсона и его матери (Джой Робсон), противоречащие их же показаниям в суде. Фильм доказывает, что «Покидая Неверленд» состоит из лжи, противоречивых утверждений, несоответствий, постановочных сцен, фальшивых фактов, реконструированных воспоминаний, неточностей в важных деталях, смонтированных сводок новостей, дискредитированного исходного материала, а также, что ключевые доказательства невиновности просто игнорируются. В 30 минутах собран материал для обоснования того, что многое из информации в «Покидая Неверленд» сфальсифицировано.

Майкл Джексон: В погоне за правдой — это следующий фильм-опровержение. В основе документального фильма лежит расследование британского журналиста Майка Смоллкомба. Он нашел неточности в двух ключевых историях, которые рассказали предполагаемые жертвы насилия. Сначала Смоллкомб вспомнил, что говорил Уэйд Робсон. По словам мужчины, Майкл Джексон начал домогаться мальчика, когда его семья отправилась в Гранд-Каньон. Однако мать Робсона в 1993 году под присягой в суде уверяла, что Уэйд поехал с ними, а не остался на ранчо «Неверленд». Также журналист нашел неточности и в словах Джеймса Сейфчака. Тот утверждал, что Джексон приставал к нему, когда они катались на железной дороге, которую певец вместе с каруселями отстроил в своем поместье «Неверленд». Но железная дорога в то время ещё не существовала, его строительство было одобрено в сентябре 1993 года, а сам объект закончен в 1994 году.

Последний фильм-опровержение картины «Покидая Неверленд» — «Начало: Майкл Джексон» (англ. «Square One: Michael Jackson»).

Реакция общественности

  • Ряд радиостанций по всему миру отказались от проигрывания песен Джексона.
  • Эпизод мультсериала «Симпсоны» с участием Джексона, «Совершенно безумный папа», был изъят из обращения.
  • Рэпер Дрейк убрал из сет-листа своего тура песню «Don’t Matter to Me», записанную при участии Джексона.
  • Вещи Джексона и его постер были убраны из Детского музея Индианаполиса.
  • Компания Louis Vuitton отказалась выпускать вещи, вдохновленные творчеством Джексона, вошедшие в коллекцию осень/зима 2019.
  • Художественный музей EMMA в Эспоо не планирует отменять посвященную Джексону выставку, открытие которой запланировано на август 2019 года.