Типология культуры Питирима Сорокина



Типология культуры Питирима Сорокина – классификация культуры, введённая российско-американским социологом П. А. Сорокиным, которая была описана в его четырехтомном труде «Социокультурная динамика».

Основным критерием разделения культур на типы стала система ценностей и отношение к миру.

История

Сорокин создал типологию культур на основании представлений о культуре как о своеобразной системе ценностей. Сорокин считал, что культура – это интегрированная система, которая может основываться на различных ценностях. По Сорокину существует два уровня интеграции: вертикальный и горизонтальный. Соответственно, у типологии культур также существует два уровня – вертикальный и горизонтальный.

Когда Сорокин создавал свою теорию, в мире господствовала идея о том, что войны постепенно исчезнут, и в обществе происходит прогресс. Он высказал совершенно противоположную мысль, и вскоре его предсказания сбылись.

Горизонтальный уровень типологии

На этом уровне происходит разделение на локальные цивилизации, ведь в каждой из них существуют различные ценности, которые и создают различия. Как и такие социологи, как Шпенглер, Данилевский, Вебер и Тойнби, Сорокин считал, что культуры многообразны.

Главными условиями, по которым определяются культуры, являются следующие:

  • Природно-климатические
  • Национально-этнические
  • Религиозно-мировоззренческие
  • Цивилизационные

Исходя из этих условий можно выделить следующие типы культур:

  • Русский
  • Китайский
  • Западноевропейский
  • Еврейский
  • Арабский и др.

Вертикальный уровень типологии

На этом уровне культуры разделяются по отношению к реальности.

Идеациональный тип

В данном типе культуры все сферы жизни, как правило, основаны на религии. Очень важной частью жизни является вера в Бога. Он является главной ценностью – наиболее важна «бесконечность, сверхчувственность, сверхразумность Бога, Бога вездесущего, всемогущего, всеведущего, абсолютно справедливого, прекрасного, создателя мира и человека».

Идеалистический тип

Это следующий по счету тип культуры, и он начинает проявляться после упадка после идеациональной культуры и является промежуточным. Огромное значение приобретает также чувственный объективный мир. В мире преобладал идеалистический тип культуры во времена раннего Возрождения. В этом типе культуры объективная реальность и смысл этой реальности чувственны.

«Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, реально и имеет смысл».

Так, реальность, доказанные факты приобретают большее значение на данном этапе развития человечества.

Чувственный тип

В данном типе культуры наиболее важным является представление о «сверхчувственной реальности» и убеждение о том, что земная человеческая жизнь сама по себе ничего не значит. Реальностью признаются только чувственные ценности окружающей среды.

Предсказания Сорокина о тенденциях развития культуры

Предсказания Сорокина о возможном дальнейшем развитии культуры носят преимущественно пессимистичный характер. По его мнению, вскоре сотрутся границы между различными ценностями – отрицательными и положительными, что приведет к невозможности отличать добро от зла.

Сорокин считал, что такие понятия, как «общественное мнение» или «мировое сознание» исчезнут, и более важную роль будут иметь мнения отдельных социальных групп. Для того, чтобы защитить себя и свое мнение, люди все чаще будут прибегать к силе и насилию; общество постепенно придет с состояние морального упадка. Также исчезнут традиционные формы межполовых отношений, культура в целом станет более примитивной, что в итоге приведет к растущему числу самоубийств и чувства угнетённости и безысходности у людей.

Применение

Культурологическая концепция Сорокина применяется для анализа характера и особенностей культур различных стран в разных эпохах, затрагивая сферы права, этики, науки, искусства и эстетики, религии, политики и т.д. Она помогает проследить развитие определённой культуры и как она изменяется с течением времени или ввиду внешних обстоятельств (например, война).

Применяя данную типологию, культуры Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII-VI вв. до н.э.), Древней Греции (IX-VI вв. до н.э.) и западноевропейского Средневековья V-XII вв. можно отнести к идеациональному типу. Чувственная культура существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в Древней Греции и Риме. Примечательно, что начиная с XV века она становится доминирующей в странах Западной Европы. Расцвет идеалистической культуры пришёлся на золотой век античной культуры (V-IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII-XIV вв.)

Смена культурных типов

Периодически происходит изменение типа культуры, и это является нормальным процессом. Культуры сменяются друг за другом по своей природе.

Причины смены культурных типов:

1. Ни один тип культуры не является исчерпывающим и не может использовать все возможности человечества и достичь максимального прогресса. Всегда есть, куда стремиться дальше.

«Ни одна система не заключает в себе всю истину, так же как и ни одна другая не является целиком ошибочной».

2. Ни один тип культуры не может полностью интегрироваться.

К примеру, на «периферии» идеациональной культуры присутствуют элементы чувственной или идеалистической культур, а господство чувственной культуры не подразумевает полного уничтожения элементов культуры идеациональной. Эти периферийные элементы могут служить основой для формирования нового типа культуры после того, как прежний тип исчерпывает свои творческие возможности.

Обсуждение

Считается, что сильной стороной культурологической концепции Сорокина является то, что он анализировал культуру, используя ее носителей и проводя анализ их поступков, деятельности и продуктов деятельности. При этом концепции Сорокина свойственна определенная субъективность. В настоящее время, анализируя проблему культуры, нельзя целиком и полностью опираться только на концепцию Сорокина – для наиболее объективной оценки рекомендуется сочетать подходы различных социологов.

Изначально теория Сорокина была принята с отторжением, поскольку он высказал свои печальные предсказания во времена, когда еще даже не было предзнаменований того, что будет происходить дальше – войны, революции, экономической депрессии.