Портретная кукла



Портретная кукла — фигура (скульптура), похожая внешне по ряду важных признаков на конкретного человека, сходство с которым сразу угадывается при взгляде на данную портретную куклу. Сходство с конкретной персоной может быть очень сильным или несомненным, в результате чего кукла признается или считается узнаваемой.

Портретная кукла может быть любого размера: от нескольких сантиметров до размера, идентичного человеческому росту. Самый знаменитый пример портретных кукол (Скульптур) с почти 100% сходством — всемирно известная коллекция восковых фигур — в Музее Мадам Тюссо. Так же портретными куклами могут быть названы фигурки, сделанные из разных материалов, лишь отдаленно напоминающие конкретных персон.

Создание портретных кукол сегодня[когда?] популярно в среде мастеров, изготавливающих авторских кукол. Портретная кукла, как и любая авторская кукла, может быть сделана из доступного для обработки материала: глины, гипса, кукольного пластика, дерева, войлока, фарфора и т. д.

Назначение портретных кукол

Портретная кукла, чаще всего, изготавливается для того, чтобы быть подаренной тому человеку, на которого кукла становится похожа в результате работы мастера. Портретная кукла может быть заказана мастеру рукоделия, специализирующемуся на изготовлении авторских портретных кукол, а так же может быть сделана собственноручно.

Так же портретная кукла может быть заказана или собственноручно сделана с целью пополнения собственной или чьей-то коллекции кукол, не для дарения или продажи.

Виды портретных кукол

1. Портретная кукла, созданная мастером на заказ. Как и все авторские произведения искусства, портретная кукла ручной работы — уникальна. Так как портретная кукла создается в единственном экземпляре и не может быть воспроизведена вторично с детальной точностью. Неизменный атрибут, сопутствующий созданию хорошей куклы собственными руками, состояние вдохновения, которое не стабильно, так как связано с эмоциональной сферой человека. Портретная кукла, сделанная опытным мастером рукоделия, как правило имеет высокую цену, как и все авторские куклы. Портретная кукла создается мастером, (художником), после изучения фотографий и видео с изображением персоны, которую мастер воплощает в кукле. Определение антропологического типа лица, а позже — воссоздания его в лице куклы — основа успеха в процессе достижения сходства портретной куклы.

2. Отдельный вид портретных кукол — это куклы-шаржи. Так можно назвать ту портретную куклу, лицо которой сделано по принципам изображения карикатуры. Таких кукол сегодня делают как вручную, так и с помощью 3D-принтеров и их можно отнести к категории недорогих безделушек. В случае использования 3D-принтера, процесс достижения сходства лица портретной куклы-шаржа с копируемым персонажем, происходит так же — на основе фотографии, но основное отличие в том, что воплощение похожего лица в кукле, делается механизированно, с помощью компьютерной программы, на основании 3D-модели головы и тела куклы.

3.Так же портретная кукла может лишь по ряду признаков, отдаленно напоминать конкретного человека, такую куклу обычно называют куклой с портретным сходством.

Главные задачи создания портретных кукол

При изготовлении портретной куклы, самое главное — сделать узнаваемую куклу, похожую на конкретного человека. Однако, наличие или отсутствие сходства куклы и персоны, с которой делается портрет, критерий — субъективный. Поэтому при производстве каждой портретной куклы, ее создатель стремится подчеркнуть характерные отличительные черты того персонажа, которого он изображает в кукле.

История возникновения портретных кукол и первые известные мастера

Зарождение портретных кукол относится к глубокой древности и связано с выполнением определённых культовых, религиозно-магических задач. Так древние египтяне создавали двойника — «ка» — своеобразную портретную куклу умершего, олицетворявшую его «жизненную силу», чтобы «ка» могла найти в кукле временное пристанище и затем воссоединиться с умершим в загробном мире. Для «ка» в гробницах оставляли жертвенные дары. На голову мумии усопшего помещали маску с портретным сходством, чтобы душа после возвращения могла найти тело. Иногда изготавливали статую, олицетворяющую собой умершего. Считалось, что в случае, если мумия подверглась разрушению, то душа какое-то вполне может жить и в своей портретной скульптуре, а потом благополучно вернуться в тело.

В Средневековой Европе, развитие портретных кукол связанно больше с похоронными традициями королевских семей, сохранились сведения о портретных изображениях из воска или дерева известных людей. Таких кукол можно увидеть в коллекции Вестминстерского аббатства

В Европе XVIII—XVIII века, создание портретных кукол тесно связано с развитием музейных заведений и анатомических театров. Для научных целей создавались очень реалистичные "Анатомические Венеры", кроме того, сохранились посмертные портретные изображения выполненные из воска, например восковое изображение Сары Харе. Среди художников той эпохи можно выделить Клементе Сусини

В России, одно из первых сохранившихся восковых изображений человека, которое можно назвать портретной куклой находится в Эрмитаже. Это Восковая Персона Петра Первого, выполненная с посмертной маски.

После того королева Великобритании Виктория, правившая в 1837—1901 гг., заказала известной фирме «Пьеротти» кукол, изображавших её детей, многие светские дамы последовали её примеру. И вскоре портретные куклы стали модным интерьерным предметом. Это, как правило, были эксклюзивные подарки детям высокопоставленных чинов или куклы для театральных представлений. Портретные куклы, изображающие в первую очередь широко известных коронованных особ, полководцев и оперных или балетных див, серийно начали производиться со 2-й пол. XIX в. и стали обыденностью лишь во 2-й пол. ХХ столетия.

Одной из первых на этом поприще преуспела немецкая фабрика «Альт, Бек и Готтшальк» (просуществовала с 1854 года по 1930 год), которая наладила выпуск интерьерных кукол, воспроизводящих черты французской императрицы Евгении, прусской королевы Луизы, «шведского соловья» — оперной певицы Дженни Линд.

В Америке изготовление портретных кукол, как вид отдельной индустрии, впервые предложила художница Элла Дьюис Кокран (Dewees Cochran, 1892—1991), разместив об этом рекламу в ежедневной газете Нью-Йорка «Modern Mechanix» в январе 1938 года. Сегодня куклы Cochran продаются на антикварных аукционах и Ebay, оригиналы и копии с них.

Марта Дарвин Томпсон (1903-1964гг) — американская художница, мастер портретной куклы, создавала уникальных портретных кукол из фарфора с 1942 по 1964 год. Ее первые куклы были вырезаны из мыла, но впоследствии она освоила бисквит (обожженный, но не глазурованный фарфор). Новатор среди американских художников в области создания кукол. Автор портретных кукол коронованных особ, хранятся в частных коллекциях.

В 1993 г. идеей воспроизводства конкретного человеческого типажа человека в кукле воспользовался доктор неотложной помощи Джон Курдика (John Kurdika, Калифорния, США), который вместе со своей подругой Лизой Дрисколл (Lisa Driscoll) создали компанию по производству портретных кукол «My Twinn». В основу разработки кукол была положена методика Эллы Дьюис Кокран. Доктор Джон Курдика считал, что куклы-реплики помогают детям справиться с болезнью. Компания «My Twinn» прекратила существование в январе 2016 года.