Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь



Мамай-Маджарский монастырь (Мамай-Маджарский Воскресенский) — общежительный мужской монастырь в окрестностях города Святого Креста (на территории современного города Будённовска в Ставропольском крае). Ныне не существует.

Идея основания

Идея основания монастыря принадлежала епископу Кавказскому и Екатеринодарскому Герману в ознаменование избавления от гибели Александра II при покушении на него народовольцев во главе с Софьей Перовской 2 апреля 1879 года. Для поиска места под обитель, в июне 1879 года Герман направил иеромонаха архиерейского дома отца Рувима, который осмотрел район древнего городища Маджары, а также часовню на том месте, где одну ночь находилось тело замученного в Золотой Орде великого князя Михаила Тверского, направляемого в Россию для погребения. Отец Рувим изложил епископу Герману свои следующие соображения:

Учреждение православного монастыря у древних Мамайских Маджар на месте, освящённом кровью благородного князя-мученика, в воспоминание чудесного избавления Его величества от угрожающей опасности, послужило бы одним из лучших средств к упрочению и распространению православной веры и народности в окрестных степях, обитаемых иногородцами и иноверцами.

Начало строительства

В 1882 году Ставропольское братство св. Андрея Первозванного начало строительство монастыря, предназначавшегося для миссионерских целей ввиду нахождения его вблизи калмыцких кочевьев. Как сообщал обер-прокурор Святейшего Синода в своём отчёте за 1882 год: «Братство св. Андрея Первозванного снабдило в отчётном году книгами и брошюрами религиозно-нравственного содержания (до 400 экз.) устрояемый близ заштатного города Св. Креста и около развалин татарского города Мамайские Маджары Воскресенский монастырь».

27 июня 1884 года епископ Герман направил в Синод рапорт «об учреждении общежительного мужского монастыря и об укреплении за сим монастырём земли».

20 декабря 1884 года состоялось решение Синода об учреждении обители в Ставропольской губернии Новогригорьевского уезда «с наименованием этого монастыря Воскресенским, и с тем, чтобы монастырь имел такое число братии, какое обитель может содержать на свои средства».

Обитель при первом настоятеле

Появление нового монастыря нашло горячий отклик среди христианского (в том числе иноверческого) населения Ставропольской губернии и за её пределами. Армянское общество города Святого Креста приняло решение отвести под устройство монастыря 50 десятин земли. Были также отведено 1305 десятин казённой земли с лугами и рощами. Со всех уголков Ставропольской губернии стали поступать пожертвования на нужды новой обители. Дарили деньги в золоте, серебре и ассигнациями, изделия из драгоценных металлов, иконы, колокола, церковную утварь и книги. В дар монастырю передавались земельные участки, фруктовые сады и виноградники, луга и рощи, зерно и скот, лес, камень.

При первом настоятеле обители иеромонахе Рувиме на левом берегу реки Кума были построены:

  • небольшой деревянный храм во имя Воскресения Христова, устроенный спешно под горой
  • в 1885 году возведён кирпичный храм с двумя престолами, из которых главный был назначен во имя благоверного князя Михаила Тверского. Средства на строительство были собраны посредством сбора и личных пожертвований. Колокольни при храме не имелось, колокола были подвешены на каменных столбах.
  • корпус с кельями
  • хозяйственные постройки

Обитель при втором настоятеле

При втором настоятеле обители иеромонахе Никоне в июле 1888 года состоялся перенос из Твери в Воскресенский монастырь иконы Михаила Тверского с частицей его мощей. Также было принято решение о постройке храма Преображения Господня. Проект стоимостью 200 тысяч рублей серебром был разработан ставропольским архитектором Н.Марченко и представлял собой гармоничное сочетание готического и византийского архитектурных стилей. Строительство заняло около 12 лет. 1 марта 1900 года, по личному распоряжению Ставропольского генерал-губернатора Н. Никифораки, храм был осмотрен архитектором Григорием Кусковым, который составил описание:

Храм (…) сложен из жжёного кирпича пополам с камнем-ракушечником, высотой в 60 аршин. Внутри храм производит чрезвычайно приятное впечатление своей законченностью и соразмерностью всех частей, обилием света, отсутствием каких-либо заграждений в форме полонов, препятствующих молящимся видеть алтарную часть. Арки и колонны, на которых покоится главный купол весом 21750 пудов, легки и эффектны. Размеры храма от западных врат до восточной алтарной стены 44 аршин, от южных дверей до северных — 34. Кроме того, немало места для молящихся на хорах, которые представляют ту особенность, что устроены они не в трапезной части, а расположены при основании главного купола, почти на одном уровне с высотой иконостаса. С хоров хорошо виден весь алтарь, а из окон открывается чудесный вид на окрестности.

В одном из двух приделов собора находились икона святого благоверного князя Михаила Тверского с частицей его мощей, привлекавшие в обитель богомольцев со всей России. Для удобства молящихся и священнослужителей, храм обогревался в холодное время года, для чего в подвалах храма были установлены, современные на то время, два калорифера системы Креля. Имелись также изразцовые голландские печи. На южной стороне собора находилась звонница с двумя стопудовыми колоколами.

Монастырь в последний период своего существования

Заботами последующих настоятелей — иеромонаха Иннокентия и игумена Геннадия на территории обители были возведены:

  • Настоятельский корпус
  • 6 новых каменных корпусов для братии
  • Дом для посетителей и гостиница
  • Больница
  • Церковно-приходская школа

Монастырь в то время владел 1655 десятинами земли, имел 80 монахов и послушников. Силами братии велось обширное монастырское хозяйство: кирпичный и винодельный заводы, мельница, сапожная и столярная мастерские. Содержались конюшни, амбары, базы. Имелись сады, виноградники, огороды и бахчи.

Общий вид Мамай-Маджарского Воскресенского монастыря того времени красочно изображён на хромолитографии Е. И. Фесенко, отпечатанной в Одессе с разрешения Цензора Санкт-Петербургского Духовного Цензурного Комитета архимандрита Климента, подписанного 24 марта 1898 года.

В середине 1920-х годов в связи с антирелигиозной политикой Советской власти, монастырское хозяйство стало постепенно приходить в упадок. Монастырская служба насчитывала менее двух десятков человек. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы города Будённовска. Монастырь прекратил своё существование.

Владения монастыря за его пределами

По сообщению «Ведомостей о Воскресенском Мамай-Маджарском монастыре Ставропольской епархии за 1916 год» обители принадлежало несколько построек за его пределами:

  • кирпичный храм во имя святителя Николая без колокольни в посёлке Сухая Буйвола. Построен в 1906 г. на средства монастыря.
  • кирпичный храм во имя Казанской иконы Божией Матери без колокольни между сёлами Степное и Соломенка. Построен в 1911 г. на земле, пожертвованной вдовой Февронией Феодоровной Должик, строительство произведено на средства монастыря.
  • часовня в селе Отказном при роднике «Топчиев Кладезь», почитающемся святым. Источник существует до сих пор. В настоящее время рядом с ним построена современная часовня в честь святителя Николая Чудотворца.

Уцелевшие постройки

По данным местных архивов, единственное здание, сохранившееся от монастыря до наших дней, является также и первым храмовым зданием, которое было построено в начале основания обители. Небольшой деревянный храм во имя Воскресения Христова к концу XIX века был перестроен. Как сообщает «Опись» корпусов за 1896 г.: «корпус в 2 этажа устроен на месте первоначальной церкви, во имя Воскресения Христова…, содержит в себе 15 помещений и занимает 40 кв. сажень». Сегодня бывший корпус монастыря является лабораторным отделением центральной больницы города Будённовска.

Современные памятники

В 1996 году к годовщине террористического акта в Будённовске, на месте бывшего Воскресенского монастыря открыта часовня-памятник во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а в 2002 году на месте предполагаемого нахождения караван-сарая, где произошло чудесное явление над телом святого князя Михаила Тверского, был поставлен памятный деревянный крест.