Салка (аэродром)



Салка — аэродром экспериментальной авиации Федерального казённого предприятия «Нижнетагильский институт испытания металлов» (ФКП «НТИИМ») в Свердловской области, в 7 км северо-восточнее города Нижний Тагил вблизи села Покровское. Военный городок имел номер 40 и название «Сокол» (в настоящее время Покровское-1). Бывший военный аэродром.

Аэродром класса В, способен принимать самолёты Ил-76, Ту-134, Ту-204, Як-42, Ан-12 и все, более лёгкие, а также вертолёты всех типов.

История

На аэродроме с 1953 по 1994 годы базировался 765-й истребительный авиаполк (войсковая часть 40374) 20-го корпуса ПВО 4-й отдельной армии ПВО. На вооружении полка стояли истребители МиГ-23П (ранее — истребители-перехватчики Су-9). Первоначально аэродром имел металлическое покрытие, в 1960 была произведена реконструкция, металлическое покрытие было заменено на бетонное.

В 1959 году на аэродроме создана лётно-испытательная база (ЛИБ) предприятия п/я: А-3628 (ныне ФКП «НТИИМ») для испытания авиационных боеприпасов и систем вооружения. ЛИБ в разное время располагала большим авиапарком: самолёты МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, Ту-16, Ил-28, Су-7Б, Су-17, Су-24, Су-25, с 1993 года эксплуатируются самолёты МиГ-29. ЛИБ имела также транспортные самолёты и вертолёты Ил-14, Ан-12, Ан-24, Ми-4, Ми-8, Ми-17, Ми-24. ЛИБ продолжает проводить лётные испытания.

В 1967 году был создан 806-й авиаремонтный завод (войсковая часть 48742) для капитального ремонта самолётов Су-9, а позже МиГ-23УБ и МиГ-23П.

В 1975—1976 годах был произведен капитальный ремонт ВПП: усиление бетонного покрытия железобетонными плитами ПАГ-14

С 1979 по 1983 на восточной стороне аэродрома располагалась 225-я отдельная вертолётная эскадрилья (в/ч 19980) для обслуживания 42-й ракетной дивизии РВСН (в/ч 34103), которая была передислоцирована в ЗАТО г. Свободный.

В 1994 году на основе полка создана единая 1454-я база резерва авиационной техники (на ней содержались самолёты МиГ-23П и МиГ-25), которая просуществовала до 2004 года. Параллельно на основе 806-го АРЗ была создана 1627-я база хранения и разделки, которая была ликвидирована в 2006 году.

За историю аэродрома Салка сюда прилетали самые различные самолёты и вертолёты. Самые яркие события — прилёт 7 июля 1988 года из ОКБ Антонова самолёта Ан-124 «Руслан» и прилёт 26 апреля 1990 года правительственной делегации во главе с М. С. Горбачевым на самолёте Ил-62М. С 1977 по 2005 годы на аэродроме работал заслуженный военный лётчик-испытатель России, Почётный гражданин Свердловской области Юрий Александрович Левит.

21 апреля 2005 года аэродром Салка был передан из ведения Министерства обороны Российской Федерации в собственность ФКП «НТИИМ» и получил статус аэродрома экспериментальной авиации. В перспективе на его основе возможно создание аэропорта Нижний Тагил, предположения на этот счёт периодически высказываются в СМИ с 2007 года. Необходимость реконструкции аэродрома увязывается с созданием в регионе особой экономической зоны «Титановая долина»..

В 2015 году на базе приступили к летной отработке новых беспилотных летательных аппаратов.

Происшествия

  • В конце 1960-х катастрофа Су-9, летчик — командир 765-го иап полковник Борис Константинович Авдеев. Произошло столкновение с землей после прохода БПРМ при попадании в снежный заряд при заходе на посадку ночью.
  • 4 июня 1969 году разбился Миг-15УТИ при выполнении разведки погоды. Погиб экипаж в составе командира звена 3-й эскадрильи майора Левшина Ю. И. и старшего лейтенанта Ильюшкина Н. В.
  • 13 июня 1978 г. катастрофа Су-7У , экипаж: подполковник Панов Сергей и Романов погиб. Происшествие произошло при выполнении разведки погоды — замеряли нижний край облачности, столкнулись с сопкой),
  • В 1970-х годах во второй половине потерпел катастрофу самолёт, погибли лётчики Клановец и Герасименко.
  • В 1970-х годах в первой половине потерпел катастрофу Су-9У из-за не уборки закрылков из взлётного положения при скорости свыше 600 км/ч и последовавшего крена на малой высоте, погиб лётчик Шевченко Борис, оператор успел катапультироваться из задней кабины по команде Б. Шеченко и остался жив.
  • В 1970-х годах в середине потерпел катастрофу самолёт Су-9, падение на аэродром при выходе из низких облаков, погиб лётчик Карасёв.
  • В 1979 году в районе станции Ива (ЗАТО Свободный), разбился Су-9, принадлежащий авиаремонтному заводу, летчик остался в живых.
  • В 1970-х годах в полёте взорвалась бомба на борту Ил-28, 2 члена экипажа погибли, в живых остался летчик Акимов А. В.
  • В 1990 году на стоянке сгорел Ту-16.
  • В начале 1990-х капитан Смирнов Валерий Алексеевич посадил неисправный МиГ-23П, за что был представлен к правительственной награде.
  • 15.07.1991 — потерпел катастрофу МиГ-23П, погиб капитан Хохлов Александр Иванович.
  • 21.01.1992 — во время послеремонтного облета МиГ-23П, на 7-й минуте полета произошёл отказ двигателя, лётчик Марьин Валерий Николаевич катапультировался и остался жив.
  • 29.09.1992 — потерпел катастрофу Су-24М, погиб летчик Капкаев Алим Абубекерович.
  • 12.01.1996 — в Пермской области разбился МиГ-23, летчик — майор Горбань А. А. катапультировался и остался жив.
  • 17.04.1996 — в учебном полёте с отработкой посадки при выключенном двигателе потерпел катастрофу Су-17УМ (Су-22), погибли обучаемый лётчик Топоров Сергей Витальевич и лётчик-инструктор Даниленко Владимир Михайлович.