» » Лабораторно-бригадный метод обучения

Лабораторно-бригадный метод обучения

18.12.2020


Лабораторно-бригадный метод обучения (бригадно-лабораторный метод, бригадный метод) — форма учебных занятий, основанная на работе учащихся в бригадах и самостоятельном выполнении учебно-лабораторных заданий, широко применявшаяся в СССР в общеобразовательных школах, в вузах и техникумах в конце 20-х — начале 30-х гг.

В отличие от дальтон-плана, подразумевавшего индивидуальную работу ученика с материалом, лабораторно-бригадный метод обучения предполагал сочетание коллективной работы класса с индивидуальной работой каждого учащегося. Роль учителя при этом сводилась к планированию учебной деятельности и обсуждению заданий на общих занятиях. Учащиеся объединялись в бригады во главе с бригадиром из их среды и самостоятельно работали по заданиям, рассчитанным на срок от 2 недель до 1 месяца. На заключительных занятиях бригадир был обязан отчитываться о проделанной работе перед учителем, который, в свою очередь, подводил итоги деятельности учащихся.

История

После Октябрьской революции в России происходит реформирование системы народного образования. Важным принципом формирующейся системы просвещения являлось положение о полной индивидуализации обучения, под которым подразумевались анализ со стороны преподавателей склонностей и особенностей характера каждого обучающегося, приспособление к его личным потребностям, необходимых в школе. В связи с этим широкое распространение в педагогической среде получают идеи Джона Дьюи, которые находят практическое применение в советской школе.

На их основе в 20-х годах в практику советских школ внедряются новые для педагогики формы обучения, основанные на идее резкой индивидуализации учебного процесса, такие как дальтон-план и метод проектов. Опыт применения подобных идей выявил существенные проблемы реализации западных методов обучения — учебный материал не удавалось систематически изложить, а педагоги столкнулись со сложностью индивидуальной оценки знаний. Помимо этого, отсутствовал дидактический материал, помогающий организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

В этих условиях получает широкое распространение лабораторно-бригадная форма организации учебного процесса. Отмечалось, что данный метод внедряет дух соревновательности, активизирует познавательную самостоятельность учащихся, повышает у них чувства ответственности и товарищества. Однако вместе с тем отдельные исследователи высказывают точку зрения, что снижение роли учителя в учебном процессе приводило к появлению серьёзных пробелов в знаниях учащихся, что сильно сказывалось на общем уровне знаний.

Распространению методов и форм активного обучения положили конец постановления ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» и ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». В них констатировалось, что практика применения лабораторно-бригадного метода в трудовой школе выявила ряд серьёзных недостатков, а общение преподавателя и учащегося было заменено учебными занятиями студента с малоквалифицированным руководом или бригадиром. Бригадно-лабораторный метод был назван «извращением» в работе школ.

Формирование бригад

Бригады могли формироваться по разным принципам:

  • смешанные бригады (в каждую из бригад назначались как хорошо, так и плохо успевающие);
  • по успеваемости («отличники» в одну бригаду, «хорошисты» во вторую, «троечники» в третью);
  • по месту жительства (учащиеся, живущие рядом, объединялись в бригады).

Существовали также т.н. ударные бригады, которые помогали отстающим студентам и самостоятельно контролировали выполнение заданий.

Методы проверки знаний

Зачёты сдавались не поодиночке, а бригадой. На вопросы преподавателя должен был ответить хотя бы один человек из бригады. Зачёт выставлялся каждому в бригаде. Таким образом, индивидуальный учёт успеваемости учащихся отсутствовал.