» » Физико-механические характеристики материалов, использованных в опытах на каркасно-каменных стенах

Физико-механические характеристики материалов, использованных в опытах на каркасно-каменных стенах

16.04.2016

Для изготовления опытных образцов стен были использованы пильный известняк Криковского, Инкерманского и Альминского месторождений, аглопоритобетонные и шлакокерамзитобетонные блоки, известняковый щебень Микауцкого карьера, песок Тираспольского карьера, гашеная известь, портландцемент и арматурная сталь классов А-1, A-II и В-1. Ниже дана характеристика основных свойств этих материалов.
Камень (табл. II—2)

Прочностные характеристики пильного известняка изучались при приложении силы перпендикулярно слоям камня, что соответствует условиям его работы в кладке. Помимо этого определялось сопротивление камня срезу параллельно слоям.
Физико-механические характеристики материалов, использованных в опытах на каркасно-каменных стенах

Предел прочности камня при сжатии (R1) устанавливался испытаниями кубов с ребром 10 см. Полученные при этом результаты приводились к соответствующему сопротивлению кубов с ребром 20 см путем умножения на 0,85.
Физико-механические характеристики материалов, использованных в опытах на каркасно-каменных стенах

Поскольку кладка опытных образцов стен в большинстве случаев выполнялась из криковского известняка, его свойства изучались более подробно. В частности, для этого вида камня была произведена статистическая обработка результатов испытаний на сжатие кубов с ребром 10 см, в результате которой было установлено (рис. II—16), что закон распределения R1 для криковского известняка выражается нормальной кривой
Физико-механические характеристики материалов, использованных в опытах на каркасно-каменных стенах

Соответствие экспериментальной зависимости нормальному закону распределения проверялось с помощью коэффициента точности подобия Бернштейна:
Физико-механические характеристики материалов, использованных в опытах на каркасно-каменных стенах

где ут, уэ — ордината данного интервала соответственно теоретической кривой и экспериментальной ломаной;
s — число интервалов.
В данном случае было получено Н=0,098 < 1, что указывает на хорошую сходимость экспериментальных и теоретических данных.
Для определения предела прочности при растяжении (R1р) из камня выпиливались «восьмерки» с площадью поперечного сечения «шейки» 25—30 см2, которые испытывались с помощью захватно-центрирующего приспособления и 30-тонного пресса.
Из ранее проведенных опытов известно, что сопротивление пильного известняка растяжению при изгибе (Ripn) при перпендикулярном расположении слоев камня относительно направления действующей силы превышает R1р в 1,8—2,4 раза.
Испытаниями призм сечением 10х10 см и высотой 40 см было установлено, что отношение призменной прочности к кубиковой для криковского, альминского и инкерманского известняков, для легко-бетонных блоков обоих видов и известнякового бетона равно соответственно: 0,82; 0,85; 0,90; 0,81 и 0,85.
По данным рис. II—17 можно судить о деформативных свойствах природного и искусственного камня, использованного в опытах.
Физико-механические характеристики материалов, использованных в опытах на каркасно-каменных стенах

Заполнитель для раствора и бетона

Для приготовления кладочного раствора и бетона использовался кварцевый песок Тираспольского карьера, основные данные о котором приведены в табл. II—3.
Физико-механические характеристики материалов, использованных в опытах на каркасно-каменных стенах

В качестве крупного заполнителя для бетона применялся известняковый щебень Микауцкого карьера крупностью 5—20 мм (табл. II—4).
Физико-механические характеристики материалов, использованных в опытах на каркасно-каменных стенах

Вяжущее и добавки для раствора и бетона

Кладочный раствор и бетон приготовлялись на портландцементе различных поставок активностью от 380 до 450 кг/см2. В качестве пластификатора для раствора использовалась гашеная известь II сорта.
При выполнении опытных образцов стен в зимнее время в раствор и бетон вводился поташ в количестве 10% от веса цемента.
Арматура

В качестве продольной арматуры каркасов применялась сталь классов AI и AII, а для поперечной — сталь класса BI. Экспериментально установленные значения предела текучести для этих видов стали были равны соответственно 2430, 3290 и 3510 кг/см3.