Историческая справка о развитии монолитного домостроения



Первые упоминания о применении монолитного железобетона в России датируются концом 50-х годов прошлого столетия.
В 80-х годах в Петербурге стены и перекрытия ряда зданий, в том числе Госбанка, были возведены из монолитного железобетона с заполнителем из кирпичного боя и каменноугольного шлака. Здесь же в 1905 г. в монолитном исполнении было построено первое четырехэтажное промышленное здание.
В 1904 г. в Николаеве впервые в мире сооружен маяк из монолитного железобетона.
Показательный пример широкого использования тяжелого монолитного железобетона в дореволюционном строительстве различных инженерных сооружений дает железнодорожная линия Витебск—Жлобин, на которой в 1901—1902 гг. построено 27 путепроводов и мостов общей протяженностью 412 м. На базе этого опыта Министерство путей сообщения в 1908 г. издало первые «Технические условия для железобетонных сооружений», которые спустя три года были переработаны и дополнены «Нормами для расчета прочности железобетонных сооружений». Позже аналогичные нормативы разработали другие крупные ведомства, применявшие железобетон.
Развитию этого материала в дореволюционной России в значительной мере способствовали исследования Н.М. Абрамова, Н.А. Белелюбского, С.И. Дружинина, Н.К. Лахтина, А.Ф. Лолейта, И.Г. Малюги и др. Результаты их работ по сей день составляют фундамент теории железобетона.
С первых лет Советского государства монолитный железобетон активно применяли для восстановления и развития народного хозяйства страны. Особенно значительны масштабы его использования в гидротехнике. Только за первые 10 лет (1918—1928 гг.) объем применения железобетона составил 18 млн. м3. Были построены Волховская, Днепровская и Нижнесвирская ГЭС.
В 1925 г. в стране вводятся в действие «Временные технические условия и нормы проектирования и внедрения железобетонных сооружений», учитывавшие накопившийся к тому времени опыт проектирования и возведения различных железобетонных конструкций. К этому же моменту относится начало применения монолитного бетона и железобетона в жилищно-гражданском строительстве. В числе первых монолитных зданий было 14-этажное здание в Харькове.
Внедрению монолитного железобетона в домостроение существенно способствовало создание специализированных строительных предприятий типа треста «Теплобетон», который, используя укрупненную деревянную щитовую опалубку, построил в Москве, Ленинграде, Туле, Воронеже, Брянске и других городах целый ряд жилых домов со стенами из монолитного пемзошлакобетона, в их числе 6-этажный дом на Тишинской площади в Москве.
В 30-е годы инвентарную щитовую опалубку для стен зданий стали выполнять из металла. С ее использованием в Ленинграде построен 6-этажный дом с внутренними однослойными стенами толщиной всего 10 см и трехслойными наружными, в состав которых входили слой в 10 см тяжелого бетона, 26 см пемзошлакобетона и 4 см облицовочных плиток. Трудозатраты на строительство этого дома и его стоимость по сравнению с этими же показателями для аналогичного по планировочному решению кирпичного здания, оказались ниже соответственно на 19 и 12%.
В 1926 г. впервые в стране была применена скользящая опалубка при возведении зернового элеватора в Эльхотово и мельницы в Рубцовске. В дальнейшем ее использовали для возведения сооружений химической, сахарной, угольной и нефтяной промышленности. В жилищном строительстве ее впервые применил московский «Заводстрой» в 1930 г. для возведения 7-этажного дома с однослойными пемзошлакобетонными стенами. К этому же времени относится применение скользящей опалубки в зимних условиях для строительства зданий с однослойными стенами из чингильбетона в Баку.
В 1931 г. в Ленинграде провели конкурс ка лучшую технологию возведения монолитных зданий. Этот факт свидетельствует о том, что уже тогда монолитное домостроение оценивалось как перспективный вид строительства. По итогам конкурса лучшим было признано предложение В.А. Латынина и Б.В. Дмитриевского, предусматривавшее возведение тонкостенных зданий из литого ксилошлакобетона.
В 1936 г. совещание по крупноблочному и монолитному строительству подвело первые итоги внедрения монолитного железобетона в жилищно-гражданское строительство и классифицировало эту форму домостроения как индустриальную. По существу применение этого термина к тогдашнему монолитному домостроению было в известной мере условным, поскольку принципы унификации еще не коснулись его, а уровень механизации всех трудоемких процессов был весьма невысоким.
В годы второй и третьей пятилеток объем применения железобетона (преимущественно монолитного) достиг 120 млн. м3. Существенно расширилась и область его применения.
Интенсивному развитию железобетона в СССР в значительной мере способствовало создание научных учреждений по строительству, вначале государственного института сооружений (ГИС), а затем Центрального научно-исследовательского института промышленных сооружений. В этих и других НИИ страны работали В.А. Бушков, В.З. Власов, А.А. Гвоздев, В.И. Гольденблат, С.А. Дмитриев, И.Г. Иванов-Дятлов, А.П. Коровкин, А.Ф. Лолейт, В.И. Мурашов, П.Л. Пастернак, Э.Г. Ратц, Я.В. Столяров и др., чьи труды сыграли значительную роль в развитии теории железобетона и расширении области его применения. Благодаря их работам был создан прогрессивный метод расчета железобетонных конструкций по разрушающим усилиям, который впоследствии послужил основой для современного метода расчета по предельным состояниям.
Работами И.П. Александрина, Н.М. Беляева, К.С. Завриева, С.А. Миронова, Р.М. Михайлова, Н.А. Попова, Б.Г. Скрамтаева, И.Г. Савалова и др. была создана новая технология бетона, включавшая методику подбора его состава, технологию приготовления и укладки, приемы, ускоряющие твердение, методы зимнего бетонирования и т. п.
С 1934 г. в нашей стране введены в действие «Технические условия и нормы проектирования и возведения железобетонных конструкций и сооружений». Во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы объем применения монолитного железобетона (особенно при восстановительных работах и реконструкциях) неуклонно возрастал. В 1950 г. он характеризовался цифрой 20,8 млн. м3. В 1948 г. были утверждены «Нормы и технические условия проектирования железобетонных конструкций», демонстрировавшие возросший технический уровень применения железобетона.
1955 г. знаменует начало эры сборного железобетона и спад в применении монолитного. Если в 1954 г. объем сборных конструкций составлял всего 12% общего объема применения железобетона в строительстве, то в 1965 г. он достиг 60%. Однако начиная с этого момента наметился новый подъем в развитии монолитного железобетона, характеризующийся активным его применением в жилищно-гражданском строительстве. Этот этап знаменует индустриализацию монолитного домостроения.