Доставка людей, материалов и оборудования



Оборудование и материалы спускают в шахту и транспортируют до инструментальных мастерских, расходных складов или мест использования на основном горизонте специализированные бригады. Транспорт же от расходных складов и доставку в пределах очистного блока обычно выполняют забойные бригады.
К рабочим местам доставляют: песок, цемент, штучные и россыпные мелкие материалы и оборудование, штучные длинномерные материалы (лес, трубы, рельсы), тяжелогрузное и крупногабаритное оборудование массой по 1-3 т и более, жидкие горюче-смазочные материалы, а также BB и средства взрывания. Причем последние три вида материалов при доставке и хранении требуют специальных мер безопасности.
Крупные узлы горных машин спускают в шахту под клетью, более мелкие узлы и оборудование, а также материалы — на грузовых платформах или в вагонах в клети. Для разгрузки используют тельферы, краны, лебедки.
На некоторых крупных рудниках для спуска-подъема крупногабаритного оборудования построили неармированные стволы диаметром в свету 5-9 м с расположенными над ними мостовыми кранами.
При использовании самоходных машин все чаще, например, на рудниках Ачисайского комбината для вспомогательных целей для основного и вспомогательного подъема применяют наклонные съезды (стволы) с земной поверхности на этажные горизонты, с которых имеются заезды в забои. Людей, материалы и оборудование доставляют на горизонты, склады и в забои в автомашинах, а самоходное оборудование своим ходом.
Для перевозок и вспомогательных работ создан ВНИПИрудмашем ряд машин на унифицированной ходовой и силовой части шасси BOM-01 на пневмоколесном ходу с шарнирно-сочлененной рамой, состоящей из тягача и полуприцепа. Двигатель — дизельный, с двухступенчатой (каталитической и жидкостной) газоочисткой.
В этот ряд входят машины: ВЛГ — вагон для перевозки людей и грузов, вместимость 14 чел., грузоподъемность 3000 кг; ВДМ — для доставки материалов и оборудования, грузоподъемность 3 и 10 т; кран грузоподъемностью 1 т; MKC — для оборки кровли, бурения в ней шпуров и установки штанг на высоте до 5 м; УВМ — для перевозки и монтажа труб и кабеля. Серийное производство этих машин намечается на ближайшие годы.
Сыпучие материалы для бетонных работ и дорожных покрытий под самоходное оборудование на ряде рудников спускают в распределительный бункер по скважине либо по трубе или шлангу, проложенным в стволе.
Перевозку людей, материалов и оборудования в автомобилях и тракторами применяют при конвейерном транспорте руды, в частности на рудниках производственного объединения «Беларуськалий». Тракторы «Беларусь МТ-50», Т-40, ДТ-75 и другие перевозят грузы на прицепах, металлических санях или листах.
На некоторых рудниках (например, в Джезказганском ГМК) дизельное топливо из емкостей на поверхности поступает самотеком по трубам к подземным заправочным пунктам.
Как правило, на откаточном горизонте имеются 1-2 инструментальные мастерские, склад BB, расходные склады лесоматериалов (большей частью участковые) и склад металлолома.
В инструментальной мастерской хранятся запчасти, трос, шланги, буровые штанги, инструмент, горюче-смазочные материалы, а также оборудование, поступающее на средний и капитальный ремонт (с последующей выдачей на поверхность) или возвращаемое из ремонта.
Склады BB рассмотрены в дисциплине «Разрушение горных пород взрывом.
Склады лесоматериалов (на 1-3-суточную потребность) и металлолома устраивают в откаточных или разведочных выработках, которые перестали использоваться по основному назначению. Лесосклады оборудуют небольшими (грузоподъемностью до 1 т) тельферами — ручными или электрическими.
При электровозном TpaFfcnopTe руды перевозят материалы и оборудование от инструментальных мастерских и расходные лесоскладов до очистных блоков электровозами в специальных вагонах или на платформах. Вблизи блоков под материально-ходовыми восстающими устраивают ниши для временной укладки материалов и оборудования.
Поднимают или спускают материалы и оборудование в очистном блоке по специальным восстающим или материальным отделениям восстающих, сечение материальных отделений от 1,2x1,5 до 2х2,5 м. При этом используют лебедки однобарабанные грузоподъемные с регулируемой скоростью подъема пневматические, иногда скреперные. С помощью пневматической лебедки ЛПТ-2,5 можно поднимать, например, скреперные лебедки мощностью до 55 кВт с электродвигателями (масса 1,5-2,5 т), скреперы (0,5-1 т), детали вибропитателей (до 2,5-3 т каждая) и т. п.
Длинномерные материалы поднимают поодиночке или в связках по 2-5 шт. Сыпучие, штучные и россыпные материалы и мелкое оборудование, а при соблюдении особых требований и взрывчатые вещества (гранулит, аммонит) поднимают обычно в контейнерах. Цемент чаще загружают в контейнер в ящиках или бумажных мешках.
У материального отделения восстающего должна быть оборудована световая и звуковая сигнализация между пунктами погрузки и разгрузки. На уровне, до которого поднимают грузы, материальное отделение должно быть перекрыто съемной лядой и обнесено металлической решеткой.
Для подъема в очистной блок тяжелых грузов применяют также специальные краны, смонтированные на базе электровоза, например, кран КРС-3, на платформе которого имеется и сварочный агрегат. Обслуживают кран 2 человека; поднимают им практически все грузы необходимой массы (т. е. до 3-5 т). Этот же кран используют на откаточном горизонте при погрузке и разгрузке материалов, укладке рельсов, возведении крепи из тяжелых элементов, сварке рельсов, труб и металлоконструкций и т, п.
Для доставки людей и грузов по восстающим иногда применяют подъемники, передвигающиеся по монорельсу. Энергия к приводу подъемника подается по подвесному кабелю, имеющему сигнальные жилы, управление осуществляют из кабины или с подэтажа, на который доставляют груз.
На небольшую высоту по коротким рудоспускам и вертикальным ходкам поднимают оборудование также с помощью ручных лебедок и ручных талей — «трещеток» грузоподъемностью от 200—300 кг до 3—5 т.
По горизонтали (обычно на расстояние до 50—100 м) к рабочим местам материалы и оборудование, поднятые на нужный уровень (подэтаж, слой), доставляют либо с помощью тех же грузоподъемных лебедок или самоходных кранов (для этого канат перебрасывают через блоки, подвешенные в соответствующих местах), либо другими доставочными средствами.
Скреперные установки, электродвигатели и т. п. снабжены салазками. Обычно же под груз подкладывают деревянные катки, прогоны, металлические листы или специальные салазки.
Переносные буровые станки доставляют к рабочим местам в разобранном на узлы виде, а от одного места бурения к другому перемещают в собранном состоянии с помощью ручных подвесных талей или домиков.
Если по горизонтальной подэтажной выработке доставляют большое количество материалов и оборудования, то по ней прокладывают рельсовый путь или подвесную монорельсовую дорогу.
В качестве примера высокомеханизированных работ укажем, что на рудниках производственного объединения «Беларуськалий» на каждый миллион тонн готовой добычи задалживается на участке службы доставки 5-7 автомашин и тракторов и 15-20 рабочих, что обходится в 2-4 коп/т.
Для повышения производительности доставочных работ необходимы комплексы специализированных машин. В нашей стране, помимо указанных выше самоходных машин вспомогательного назначения намечены к выпуску: монорельсовые дороги грузоподъемностью соответственно 4 и 6 т, длиной до 1,5 км (ВНПО «Углемеханизация»); платформы для намотки и доставки в шахту каната и кабеля (Дружковский машиностроительный завод); платформы для доставки в шахту смазочных материалов (Дружковский машиностроительный завод).