» » Организация работы на транспорте руды

Организация работы на транспорте руды

08.08.2016

Подземным транспортом рудной массы (сокращенно — руды) называют перемещение по транспортным выработкам доставленной из забоя руды от выемочного блока до рудоподъемного ствола. Погрузка на транспорт из очистных блоков осуществляется питателями, конвейерами, погрузочными машинами или скреперами. При штольневом вскрытии руда может транспортироваться непосредственно на земную поверхность.
Подземный транспорт бывает периодического действия — рельсовый, т. с. локомотивный, и безрельсовый, в основном автомобильный, и, реже, непрерывного действия — конвейерный и трубопроводный — гидравлический и пневматический.
На большинстве рудников, в связи с большой объемной массой, крепостью, абразивностью и кусковатостью руд, большим числом погрузочных пунктов и непостоянством их мест, применяют рельсовый транспорт. Преобладающим видом локомотивов являются контактные электровозы, реже аккумуляторные, иногда дизелевозы (Англия, Франция), или воздуховозы (ФРГ, Чехословакия).
Безрельсовый транспорт руды применяют лишь на отдельных рудниках.
Конвейерный транспорт широко используют на калийных и марганцевых рудниках, где применяют механическую отбойку. При взрывной отбойке имеются лишь отдельные примеры транспортирования руды ленточными конвейерами, с предварительным измельчением руды в дробилках. С появлением ленточно-тележечных конвейеров область применения конвейерного транспорта руды может быть несколько расширена на крупных концентрационных горизонтах.
Трубопроводный транспорт руды почти не встречается, так как для него размер кусков должен быть не более 50 мм, а еще лучше — не более 10 мм, В перспективе можно ожидать применения гидротранспорта руд главным образом при механической отбойке.
Для вспомогательных перевозок при электровозном транспорте руды применяют электровозы или автомобили. Вспомогательные автомобильные перевозки применяют на рудниках России, Швеции, Канады, США, Англии, ЮАР и других стран, причем иногда перевозят людей и материалы от поверхности до забоя по наклонному стволу и штрекам и далее по наклонным заездам на подэтажи.
При конвейерном транспорте руды вспомогательный автомобильный транспорт применяют, в частности, на калийных рудниках России.
Рассмотрим электровозный транспорт руды.
Контактные электровозы используются сцепной массой от 3 до 35 т. Вагоны применяют в основном с глухим кузовом вместимостью 0,7-10 м3. Вагоны с откидной боковой стенкой и опрокидные вместимостью 0,5-4 м3 применяют главным образом при небольшой длине откатки и небольшом сроке службы горизонта, так как они не требуют устройства опрокида. В иных условиях вагоны с откидной стенкой применяют редко, так как они загрязняют пути просыпью,
Основной размер колеи на рудниках России 750 мм, на маленьких рудниках встречается колея 600 мм, на крупных 900 мм.
За рубежом имеются вагоны вместимостью 20-30 м3 с донной разгрузкой на колею 900 мм.
Параметры подвижного состава зависят от производительности рудника.
Вагоны для руды и пустой породы часто принимают одинаковыми.
Организация работ на электровозном транспорте следующая. Обычно локомотив закреплен за составом. При малом числе и постоянстве мест погрузки локомотив может быть закреплен за погрузочным пунктом, при этом лучше использование локомотива во времени, но для маневров состава на погрузочном пункте требуются дополнительно лебедки или электровозы малой мощности.
На руднике разрабатывают графики движения электровозов, планы расстановки вагонного парка на начало смены, определяющие число вагонов в околоствольном дворе, на разминовках и у пунктов погрузки.
Внутришахтный транспорт (ВШТ) на крупных шахтах выделяют в самостоятельный производственный участок, имеющий службы пути, движения, тяги и диспетчерскую. Начальники служб подчинены начальнику ВШТ. На мелких и средних шахтах руководство отдельными перечисленными службами нередко осуществляют: горный мастер по движению, механик подземного транспорта, бригадиры по настилке и ремонту пути, по ремонту эксплуатирующихся горных выработок и подвижного состава.
В подчинении начальника службы пути находится бригада по ремонту и настилке пути и бригада по ремонту и поддержанию откаточных выработок.
Служба движения организует движение транспортных средств.
Служба тяги контролирует состояние транспортных средств и тяговых подстанций, планирует и выполняет их ремонт. В подчинении начальника службы тяги — механик и бригада электрослесарей.
Диспетчерская служба может быть одноступенчатой (при добыче до 500-1000 т/сут) и двухступенчатой. При одноступенчатой схеме участок BШT контролируется горным диспетчером, в ведении которого координация работы добычных участков и всех вспомогательных служб. При двухступенчатой схеме помимо горного диспетчера есть диспетчер по движению. В его ведении находится работа подземного транспорта, подъема, подстанций, конвейерных выработок общешахтного значения.
Диспетчер управляет ВШТ с помощью телефонной связи, сигнализации, централизации и блокировки. Он контролирует выполнение плановых графиков движения и при необходимости изменяет их для предотвращения простоев добычных участков и транспортных средств, а также для соблюдения заданного качества рудной массы.
Рабочие ВШТ имеют повременно-премиальную оплату, премия исчисляется в зависимости от выполнения плана по руднику (или горизонту) в целом. Труд машинистов электровоза иногда оплачивается сдельно в зависимости от объема перевозок.
Нa ряде рудников в участок ВШТ вводят люковых: люковой прикреплен к составу или к пункту погрузки. Если при погрузке составов требуется взрывание для дробления негабарита и ликвидации зависаний, то в участок ВШТ нередко вводят взрывников; взрывники и люковые в этом случае оплачиваются по той же системе, что и машинисты электровозов.
На участке ВШТ при электровозном транспорте занято 10-25% подземных рабочих, например, около 15% на шахтах производственного объединения «Кривбассруда».
Производительность электровоза на рудниках России в условиях крупных шахт на эксплуатационных горизонтах 250-450 т/смену, редко 700-800 т/смену, а на концентрационных горизонтах 800-1500 т/смену. Производительность работ па электровозном транспорте по участку ВШТ в целом 50-160 т/чел.-смену.
В участок ВШТ при конвейерном транспорте руды входят мотористы, слесари и другие рабочие; все они имеют повременно-премиальную оплату.